Елена
Консультация к педсовету «Василий Васильевич Давыдов»
▼ Скачать + Заказать документы
Василий Васильевич Давыдов - советский педагог и психолог, доктор психологических наук. Его работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. На основе его теории были созданы программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам.
Публикация «Консультация к педсовету „Василий Васильевич Давыдов“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В 1948 году он окончил школу рабочей молодёжи и поступил в московский государственный университет на отделение психологии философского факультета. В то время там преподавал психологию Петр Яковлевич Гальперин, через некоторое время студент и преподаватель подружились. В аспирантуре В. В. Давыдов был ярым последователем теории поэтапного формирования умственных действий, созданной П. Я. Гальпериным. После аспирантуры он утроился работать редактором в журнале «Доклады АПН СССР.» Затем через некоторое время Александр Александрович Смирнов пригласил его работать в Институт психологии, где Давыдов и проработал всю жизнь.
Примерно в то же время В. В. Давыдов сближается с Д. Б. Элькониным, и они начинают работать вместе в одной из московских школ. Их целью было преобразовать взаимодействие между учащимися и преподавателем и особенности их сотрудничества в процессе обучения.
Обучение в концепции Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова понимается как формирование личностных качеств ученика:
- вырабатывается знание и понимание самого себя;
- умение контролировать процесс усвоения новых знаний;
- способность критически оценивать собственные и чужие действия;
- независимость в оценках и самооценках;
- привычка искать доказательства;
- склонность к дискуссионным способам поиска ответов на любые вопросы;
- способность аргументировать своё мнение.
На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявления по формированию творческих способностей детей. Как и требует стандарт в основе этой программы лежит системно-деятельностный подход в обучении.
На ранних этапах своего творчества В. В. Давыдов предлагал отказаться от термина «развитие» (психики) в применении его к отдельному человеку. Он считал возможным использовать только понятие «формирование» психики индивида. Это означает овладение, освоение, приобретение его общественной природы, отмеченной в особых продуктах предметной деятельности предшествующих поколений людей; формирование собственно деятельности человека, и в частности её управляющих механизмов – психики.
Все виды и способы деятельности человека, в том числе и его индивидуальная активность, потребности, стремления, склонности являются результатом присвоения общественно заданных и в определённом смысле нормативных образцов этой деятельности. По мнению В. В. Давыдова, общественные учреждения, так или иначе, определяют характер формирования индивида «по своему образу и подобию.» Следовательно, термин «развитие» можно отнести к обществу в целом, а не к индивиду. Становление же индивидуальной психики - это не развитие, а формирование.
В 1966 году В. В. Давыдов выпустил книгу «Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики», где изложил основные понятия своей теории. Кроме того, он раскрыл в ней свою психолого-педагогическую программу по преобразованию всего начального обучения. Он считал, что необходимо изменить сам принцип построения учебных предметов – с тем, чтобы их усвоение было одновременно и развитием способности к подлинному мышлению. По мнению В. В. Давыдова, движение от общего к частному постепенно формирует у ребёнка умение полноценно владеть абстрактным мышлением.
В 1972 году вышла монография В. В. Давыдова «Виды обобщения в обучении», в которой учёный проанализировал концепцию Льва Семёновича Выготского, отметив её сильные и слабые стороны. Книга была посвящена разработке проблемы понятия как способа деятельности, образующего ядерную структуру деятельностного содержания образования. Такой способ деятельности может быть представлен в виде структуры, элементы которой последовательно выполняются ребёнком.
В 1996 году вышла книга «Теория развивающего обучения», в которой он изложил теорию развития детей, рассмотренную с самых высших позиций этой проблемы с позиций субъекта этого развития. По мнению В. В. Давыдова, личность является субъектом деятельности, производящим новый материальный или духовный продукт.
В. В. Давыдов умер в 1998 году. Творчество всей его жизни связано со школой, с изменением принципов современного образования. Теоретические взгляды учёного менялись с течением времени, но его общая идея оставалась неизменной. Созданная им совместно с Даниилом Борисовичем Элькониным психолого-педагогическая теория развивающего образования получила название теории Эльконина-Давыдова. То, что эта теория успешно применяется сейчас во многих школах России, неопровержимо доказывает её состоятельность и действенность.