Диляра Джалилова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОО
в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В настоящее время одной из приоритетных задач модернизации российского образования является забота о здоровьесбережении детей.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС » размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Возрастает потребность реализации педагогами ДОО технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения.
Кроме этого, важно сохранение и укрепление собственного здоровья, стимулирование здоровьесберегающей, здоровьетворческой атмосферы в работе с детьми и родителями.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОО зависит от:
• типа дошкольного учреждения;
• конкретных условий дошкольного образовательного учреждения ;
• организации здоровьесберегающей среды;
• от программы, по которой работают педагоги;
• продолжительности пребывания детей в ДОО;
• от показателей здоровья детей;
• профессиональной компетентности педагогов.
Здоровьесберегающие технологии в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников направлены на решение приоритетной задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса ДОО: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий – Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие технологии в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мер которые осуществляются в процессе взаимодействия - ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий :
1. Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.
Организация мониторинга здоровья дошкольников
Организация и контроль питания детей
Организация профилактических мероприятий в детском саду
Закаливание и физическое развитие дошкольников
Организация контроля и помощь в обеспечений требований СанПиНов
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
2. Физкультурно-оздоровительные технологии направленны на развитие физических качеств и двигательной активности детей, приобщение детей к здоровому образу жизни :
Утренняя гимнастика
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
Динамическая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Бодрящая гимнастика
Динамическая пауза
Массаж и самомассаж
Профилактика плоскостопии и формирование правильной осанки
Двигательные оздоровительные физминутки
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Валеологическое развитие
Подвижные и спортивные игры
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка. Основная задача – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного учреждения - направлены на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ предусматривает:
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др. ;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
5. Технологии валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей предусматривает:
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы : приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года, что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.
К формам реализации здоровьесберегающих технологий, которые позволяют реализовать оба направления работы с детьми, можно отнести: занятия, подвижные игры, оздоровительная гимнастика, ароматерапию, спортивные досуги, физкультминутки
Естественно, что в первую очередь, при внедрении здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольного учебного заведения, необходимо начинать с изменения подхода к организации двигательной активности детей и проведению физкультурных занятий.
Планирование системы здоровьесбережения требует решения целого комплекса задач:
поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в дошкольном образовательном учреждении;
определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность изучаемой деятельности.
В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено :
формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
использование в образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала;
обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «слаженностью» в общей системе, направленной на благо здоровья детей и педагогов.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется по совокупности: максимального сближения форм, средств и методов обучения и развития, постепенного усложнения содержания нормативных требований программ учреждений; с учётом охраны и укрепления здоровья детей, обогащения индивидуального двигательного опыта, последовательного обучения основным движениям, формирования элементарных знаний о здоровом образе жизни.
В связи с этим, реализация здоровьесберегающих технологий в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников предполагает:
1. Знания педагогов ДОО о технологиях сохранения и стимулирования здоровья детей, взрослых: основных направлений реализации концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено); целей, задач ФГОС ДО, форм, методов, средств на сохранение и укрепление здоровья детей; видов здоровьесберегающих технологий реализуемых в непрерывной физкультурной деятельности детей; о формах организации физкультурной деятельности с детьми; содержания основных программ по физическому воспитанию ДОО и начальной школы, диагностического инструментария физической готовности детей к школьному обучению; основных научных понятий (физкультурная деятельность; физическое воспитание, физическое упражнение, здоровьесберегающие технологии; физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физические качества и др.).
2. Основы техники безопасности при работе в физкультурных залах.
3. Санитарно-гигиенические условия организации и проведения физического воспитания дошкольников.
4. Физическую подготовленность педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в непрерывной физкультурной деятельности детей.
Одним из путей решения задач методического обеспечени при внедрении здоровьесберегающих технологий является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников, известных физкультурно-оздоровительных методик, адаптированных к возрастным особенностям детей. В нашем ДОУ реализуются парциальные программы Л. И. Пензулаевой по физической культуре, Александровой Е. Ю. «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья», «Ритмическая мозаика» программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Буренина А. И., а также современные методики Желбкович Е. Ф. «Физкультурные занятия в детском саду», К. Утробиной «Занимательная физкультура в детском саду для детей», которые направлены на валеологическое воспитание, на развитие у детей двигательных умений и навыков, физических качеств.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих методик повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, повысит уровень здоровья детей, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников,