Лариса Иванова
Консультация «Использование в работе с детьми произведений малого фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство–то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Фольклор - в буквальном переводе с англ. обозначает народная мудрость, -это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которых он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культа и верования, в фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремление народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастья, это устное словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.
Публикация «Консультация „Использование в работе с детьми произведений малого фольклора“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Поэтому у педагогов возникает потребность в ознакомлении детей средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса.
При обучении малых форм фольклора необходимо опираться на такие принципы работы :
• Тщательно подобранный материал, соответствующий возрастным возможностям детей.
• интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры.
• активное включение детей в повседневную деятельность.
В малых жанрах устного народного творчества отражается тонкая наблюдательность, прекрасное понимание возрастных особенностей детей. Эти произведения отличаются богатством и разнообразием содержания. Малый фольклор привлекает детей его яркими образами, постоянным обращением к игровому началу, особенно словесному и звуковому. К малым формам фольклора относят : колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, пословицы,небылицы, загадки, частушки, заклички, докучные сказки, словесные игры.
Народные колыбельные песни; содержание песен и манера их исполнения свидетельствуют о том, что народ во многих отношениях смысл всей жизни видел в детях, в их правильном воспитании и развитии, в улучшении их жизни, счастье свое в будущем связывал со счастливым будущим детей. Если до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тонкие нюансы ее ритма, мелодии, слов, выражающих сложнейшую гамму человеческих чувств и переживаний, взаимодействие нежнейших сторон психики матери, то невольно можно задуматься о возрождении наиболее сильных сторон колыбельной песни в практике современного дошкольного воспитания. Действительно, колыбельные песни пронизаны любовью, нежностью и лаской к ребенку, в них выражается забота о нем, высказываются добрые пожелания и предостережения.
Пестушки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии, чтобы потешить, развеселить, задобрить.
Так же большой интерес вызывают потешки, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать.
Загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления.
ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ
Это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенная к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка. Пословицы: «Не красна изба углами — красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол».
ЗАГАДКИ
Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.
СКОРОГОВОРКИ
Заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок.. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы.
Но самое главное - использовать материал ненавязчиво и увлекательно, например - имитируя действия, о которых идет речь.
При заучивании скороговорки сначала нужно произнести её в замедленном темпе, отчетливо выделяя звуки, стараясь научить сначала медленно, но четко, произнося с разной интонацией и силой голоса. А затем можно вызвать ребенка с хорошей артикуляцией и четкостью произношения. Можно повторить по одному, по группам и вместе.
Варвара варила,варила,
Да не выварила.
Небылицы,перевертыши
В детском устном поэтическом репертуаре имеется большой пласт произведений,в которых развиваются события совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Вся система образов их противоречит жизненным реальным наблюдениям. Все действия- сплошная логическая ошибка,в которых звери, домашние животные одеваются, как люди, выполняют людскую работу, насекомые и птицы очеловечиваются,люди ездят на телятках,козлятках и даже козявках,где женят и хоронят комара,как человека. Во всех этих произведениях есть «перестановка объекта действия, но нет «обратной координации действия»
Докучные сказки
Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей и стараются отбить у них интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.
Жили-были два гуся…
Вот и сказка вся!
Заклички приговорки
Закличками принято называть стихотворные обращения детей к различным явлениям природы (солнце,дождь и пр. ,приговорками-обращения к животным.
Считалки
Считалками ( народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.)принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего и распределения ролей в игре.
Дразнилки- рифмованные прозвища,которыми ребятишки потешаются друг над дружкой и над взрослыми,над их именами и недостатками, внешностью.
Частушка
Короткая русская народная песня (четверостишие) юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. Восприятие частушки доступно уже детям младшей группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение - это для детей старшего возраста.
Словесная игра:
К народным играм относятся словесные игры, молчанки, они отличаются от других игр, тем что они не имеют,или почти не имеют никакого действия или движения. Весь интерес в слове и выражен словом.
И как в любой игре имеют решающее значение степень занимательности, индивидуальные способности участников игры, определенные навыки и умения. Побеждает всегда сильнейший.
Фольклор малых форм дети любят, а значит быстро запоминают. В русском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, народная мудрость и русский характер, устремления и фантазия. Приобщая детей к малым формам фольклора - это приобщение детей к части духовной культуре народа.
Детям необходимо рассказать о быте русского народа, используя слова : изба, половики, печь, чугунок, самовар, кадка, светёлка, братчина.
Рассказать о том что русский праздник — это всегда хлебосольный стол, познакомить с правилами гостеприимства, которыми славен русский народ.
Использование малых форм народного фольклора при обучении детей в самостоятельной деятельности,при досуге, на занятиях, конкурсах, развлечениях, театрализации, обрядовых праздниках повышает интерес к устному народному творчеству. Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду. Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Современные дети отличаются слабым речевым развитием, гиперактивностью, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно-речевую деятельность дошкольников.
Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.