вера полкунова
Консультация «Исследовательская деятельность детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети по природе своей – исследователи. «Почему пожелтели листья? Куда течет ручей? Зачем черепахе панцирь?»- - эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир – одна из основных задач над которой работаем мы, воспитатели.
Ознакомление детей с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разнообразной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание эксперементировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности ребенка. Современные дети- более раскрепощенные, самостоятельные, поэтому и методы работы с ними меняются.
Публикация «Консультация „Исследовательская деятельность детей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Темочки
Вербальные формы обучения уступают место экспериментированию, где у ребенка задействованы все органы чувств. В процессе исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это не опасно. А вот что является безопасным, что можно брать в руки и что не причинит вред здоровью - малышу определить трудно. Тут-то и нужна помощь взрослого.
При организации исследовательской деятельности с детьми передо мною встали следующие задачи.
формирование у детей представлений об окружающей природе. Развитие способности видеть многообразие мира в системе взаймосвязей и взаимозависимостей, что в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
развитие собственного познавательного опыта при использовании наглядных средств (символов, условных образов, моделей)
поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, критичности.
Опыт работы с детьми показывает, что для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а так же умение анализировать и делать выводы необходимо создать условия для организации исследовательской деятельности в группе. Безопасность, соответствие возрасту, доступность для детей, таким требованиям я придерживалась при создании развивающей среды по экспериментированию. В уголке экспериментирования нашей группы есть «центр воды и песка», «мини лаборатория» с необходимым оборудованием и природным бросовым материалом; схемы – модели алгоритмов проведение опытов; коллекция камней, песка, растений. Для родителей оформили информационную копилку: «Детские вопросы и ответы»; картотеку «Опыты и эксперименты» для детей 5 го года жизни.
Оформили стенд с фотографиями детей (дети сняты во время проведения опытов). Оформили альбом: «Дидактические игры в экспериментировании детей». На занятиях используем различные методы и приемы подачи материала по принципы «от простого к сложному». Начиная с младшего возраста учила детей не только рассматривать объект, но потрогать его руками, потрясти, понюхать. Главный метод в моей работе, метод поисковой деятельности. Например, в ходе наблюдения за кошкой, чтобы показать, какой ей корм требуется, предложила положить перед животным рыбу, яблоко, конфету, поставить миску с молоком учу детей во время проведения опыта быть активными участниками, дети должны сами положить корм для кошки, выбрать место, куда поставить миску. После наблюдения задаю детям вопрос: «Что ест кошка?», побуждаю, что бы они делали выводы самостоятельно.
Большую роль отводится в моей работе играм – экспериментам. Например, в теплое время года на прогулке организуя игры с песком, стараюсь комментировать свои действия:»Песок мелкий, сухой – сыплется, а из мокрого можно лепить пирожки». Так в процессе игры дети знакомятся со свойствами песка. Это вызывает у детей интерес к исследованию окружающей природы, выслушиваю мнение каждого ребенка, а затем совместно с детьми принимаем общее решение. Руководя исследовательской деятельностью создаю для детей специальные условия для решения познавательной задачи, чтобы дать возможность творческому самовыражению ребенка.