Наталья Дубель
Консультация «Индивидуальные занятия по музыке в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
"Индивидуальные занятия по музыке в дошкольном возрасте"
Индивидуальные занятия по музыке с детьми строятся на основе тщательного изучения педагогом, т. е. нами, возрастных и типологических особенностей детей, анализа их поведения к деятельности в коллективе, учета уровня их физического, умственного и эстетического развития, эмоционального жизненного тонуса.
Индивидуальные занятия мы проводим с детьми как с отстающими, так и с опережающими в развитии своих сверстников.
Индивидуальные занятия предусматривают нами следующие задачи: одному ребенку помочь в формировании музыкально-сенсорных способностей, выработке сосредоточенности, слухового внимания и анализа, поупражнять в умении вслушиваться и различать звуки по высоте, силе, длительности; другому – помогаем овладевать возможностью вокально-слуховой координацией; третьему – в восприятии и воспроизведении метроритма, ритмического рисунка.
На 2 этапе мы определили для индивидуальной работы следующие задачи:
• работать над расширением диапазона голоса.
• учить точно, интонировать звуки по высоте.
Мы использовали маленькие песенки Е. Темяевой “Трубач”, “Гуси”, а также пение по линиям. Это своеобразный способ рисования голосом, возникающий от сочетания речи и пения, голосового скольжения (глиссондирование) и свободных певческих клястера (звуковых пятен). Это упражнение называется “Прятки” (Уолтер Де Ла Леер). Использовали показ рукой относительную высоту этой линии. Интонационно-речевая деятельность влияет на расширение диапазона голоса, и позволяет избежать психологического дискомфорта от пения, плавно и естественно подводя к точному звуковысотному интонированию. Для того, чтобы дети точно интонировали мелодию песни, им была предложена попевка “Бубенчики”. Здесь мы использовали такие приемы, как показ рукой высоты звучания, выкладывание на фланелеграфе.
• развивать чувство ритма.
• работать над развитием танцевального творчества.
Работу над этими задачами мы начали с хлопков и притопов в такт музыки. Познакомили ребят с долгими и короткими звуками: “Ти” - короткий, “Та” - долгий.
Предложили найти слова на заданный ритм. Например: та-та – петух, заяц; ти-тити-ти – Буратино, балалайка; та ти-ти – дерево, девочка; ти-ти та – телефон, мухомор. Мы предложили им прочитать ритм, спрятанный в изображениях, ритмическими слогами на языке тех, кого они видели на картинке.
Так же мы работаем индивидуально над умением различать музыку по характеру, эмоционально откликаться на прослушанные произведения. Здесь мы предлогаем детям ряд мимических картинок, моделирующий некоторый вполне понятный эмоциональный ряд. При показе любой картинки дети показывали такую мимику лица, которая была изображена.
Постоянно усложняем задание, прочитать стихотворение, при этом делая мимику лица в соответствии с каждой строчкой. В процессе этой работы стали более эмоционально реагировать на музыкальные произведения, различать их по характеру и настроению.
Как уже отмечалось выше, индивидуальные занятия мы проводим не только с детьми, которые отстают, но и тех, которые опережают своих сверстников в развитии.
Музыкальные занятия с небольшими группами мы проводим с детьми, у которых недостаточно развиты музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, не бояться действовать в коллективе сверстников.
На таких занятиях мы решаем задачи музыкально-сенсорного развития детей, обучение различным способам выполнения музыкальных заданий по пению, музыкально-ритмическим движениям, игре в ансамбле на музыкальных
инструментах, творческие музыкальные задачи.
Занятия с небольшими группами позволяют нам при пении уточнить чистоту мелодии песен, требующих транспонирования подгруппы детей в другую тональность, исполнять отдельно запев и музыкальные паузы, куплеты,
песни, упражняться в дикции, в воспитании ритмических соотношений. В
небольшой группе дети свободнее выполняют творческие задания.