Эльвира Булатова
Консультация «Игры, которые лечат»
Когда ребенок заболевает, то это становится бедой для всей семьи. При заболевании верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании расслабляются дыхательные мышцы, рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ. Важно помнить, что психика ребенка, особенно в младшем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому представляем вам адаптивные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний дыхательной системы.
Публикация «Консультация „Игры, которые лечат“» размещена в разделах
«КОРОЛЬ ВЕТРОВ» Игровой материал: вертушка или шарик. Ход игры : взрослый рассказывает: «Собрались как – то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех». Затем игроки (взрослый и ребенок по очереди) дуют на вертушку (чья вертушка сильнее и дольше крутится) или на подвешенные воздушные шарики (чей шарик отлетит выше). Важно, что взрослый показывает ребенку, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.
«БУЛЬКАНЬЕ» Игровой материал: стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка). Ход игры : перед игроками на столе стоят бутылочки с водой и трубочкой. Взрослый показывает, как нужно правильно дуть в стакан через трубочку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. Важно, сделать глубокий вдох через нос и делать глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Обязательно следить за правильностью выполнения.
«ЗАПАСЛИВЫЕ ХОМЯЧКИ» Игровой материал : веревка или лента (от 2 м длинной, стулья большие, одеяло (плед или др.) Ход игры : взрослый рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести запасы зерна с поля (одеяло, разложенное на полу) в норку (сделанную из стульев, шагать необходимо по веревочке, которая разложена на полу (по прямой, или волной или др.) Важно, следить за тем, чтобы ребенок, набрав в рот воздух, держал его закрытым и дышал через нос. «ШАРИК ЛОПНУЛ» Ход игры : ребенок сидит на стуле. Взрослый предлагает
«надуть шарик». Ребенок надувает шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «фффф…», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку взрослого шарик лопается. Из шарика выходит воздух: ребенок произносит звук «шшшш…». Делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз.
«ЧЕЙ ШАРИК ДАЛЬШЕ?» Игровой материал: пинг- понговый шарик, ленточка, стол. Ход игры : ребенок сидит за столом, на котором разложена ленточка и на ней стоит шарик. Взрослый показывает ребенку, как сделать правильный вдох и выдох. По команде взрослого ребенок набирает воздух через нос и дует на шарик, что бы тот укатился как можно дальше.
«САМОЛЕТИК - САМОЛЕТ» Игровой материал: нет Ход игры : взрослый показывает, как играть в «самолет» : разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает голову вверх – вдох. делает поворот в сторону, произносится «жжж», - выдох, стоит прямо, опустив руки,- пауза и т. д. взрослый считает стишок, ребенок делает движения самостоятельно по 2-4 раза в каждую сторону в ритме стиха. Самолетик- самолет (ребенок разводит руки в стороны Отправляется в полет. ладонями вверх, вдох) Жу,жу,жу (выдох) Жу,жу,жу, Постою и отдохну. (встает прямо, опустив руки) Я налево полечу,, (делает поворот влево и вдох) Жу,жу,жу, (выдох) Жу,жу,жу Постою и отдохну. Я направо полечу, (делает поворот направо и вдох) Жу,жу,жу, (выдох) Жу,жу,жу, Постою и отдохну. (встает прямо, опустив руки) «Мартышки и кокосовые орехи». Улучшение функции дыхания (глубины, ритма, укрепление мышц рук, проговаривание звуков «ч» и «ш». - Мячик. - Дети кидают мяч друг другу по кругу 3-4 раза. Это «погрузка кокосов мартышками на поезд». Затем дети производят круговые движения руками, произнося: «Чу-чу-чу. Поезд движется!». Через 2-3 минуты поезд останавливается, дети говорят: «Ш-ш-ш». После этого начинается «выгрузка кокосов» – проделываются те же движения, что и при «погрузке». При произношении звука «ш-шш» губы складываются в трубочку.
«Совушка-соловушка» Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох). - По сигналу «День!» дети-«совы» медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу «Ночь!» дети смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у…-ффф». Повторяют 2-4 раза. «Кто вперед?» Улучшение функции дыхания, укрепление мышц челюстнолицевой области. - 10-20 воздушных шариков, карандаш, стол. - На столе между карандашами расположить 5-10 шариков. Вытянув губы трубочкой, глубоким сильным вдохом ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос. Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащ нное дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.