Елена Моисеева
Консультация «Игровой стретчинг для дошкольников»
Консультация «Игровой стретчинг для дошкольников».
Подготовила: воспитатель МоисееваЕ. Н.
Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей образовательного процесса в дошкольной организации. В последнее время дети чаще страдают заболеваниями, связанными с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Поэтому перед дошкольным образованием остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей.
Публикация «Консультация „Игровой стретчинг для дошкольников“» размещена в разделах
Особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных организациях.
Одной из современных здоровьесберегающих технологий является игровой стретчинг.
Что такое стретчинг?
Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только спустя двадцать лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна.
Стретчинг в переводе с английского растяжка, гимнастика поз – это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц.
Игровой стретчинг – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия стретчингом – это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение. Программа занятий игровым стретчингом включает в себя элементы лечебной физкультуры, упражнения корректирующей гимнастики, релаксацию, музыкальное сопровождение.
Методика игрового стретчинга разработана Еленой Владимировной Сулим и успешно применяется как на занятиях в ДОУ, так и в домашних условиях.
Игровой стретчинг решает широкий спектр проблем:
• вовлекает в работу все группы мышц и суставы, тем самым успешно развивает их;
• повышает гибкость опорно-двигательного аппарата;
• является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия;
• приучает детей к физической активности;
• развивает воображение, внимательность, память;
• формирует привычку здорового образа жизни.
Кроме того, сочетание физкультуры с рассказом поучительной истории позволяет одновременно провести с малышом воспитательную работу, в образной форме рассказать ему о человеческих ценностях, о слабостях, донести определенную мораль.
Все мы знаем, как трудно заставить и себя и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И также хорошо знаем, что это необходимо, поскольку наши дети испытывают дефицит движений. Занятия физкультурой можно превратить с помощью стретчинга в игру – сказку.
Игра – ведущая деятельность дошкольников. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления и развития ребенка и является целью данной методики. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. На каждом занятии рассказывается новая история, в которой дети превращаются в животных, насекомых выполняя в такой форме различные упражнения.
Цель игрового стретчинга : сохранение и укрепление физического, психического здоровья и гармоничное развитие ребёнка.
Задачи игрового стретчинга :
• Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистую и нервную системы организма;
• создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
• оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата;
• совершенствовать физические способности;
воспитывать умение эмоционального выражения, творчества в движении;
• создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.
Виды стретчинга :
• Медленный – растяжение мышцы на максимальную длину. Выполняется в очень медленном темпе. Этот вид стретчинга хорошо использовать в разминке, его также называют ритмической гибкостью.
• Статический – выполняется от 10 секунд до нескольких минут с задержкой каждой позиции. Самый безопасный метод.
• Пассивный – упражнения на растяжку тех или иных частей тела помогает выполнить партнер, а сам выполняющий находится в покое.
• Динамический – плавный переход от одного упражнения к другому
• Баллистический – это маховые движения руками и ногами, а также сгибание и разгибание туловища, которые выполняются с большой амплитудой и значительной скоростью. Травмоопасен. Не используется при групповых занятиях.
Основные принципы игрового стретчинга :
• Наглядность – показ физических упражнений, образный показ.
• Доступность – от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитываем подготовленность детей.
• Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
• Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно.
• Индивидуально – дифференциальный подход – учёт возрастных особенностей и состояния здоровья ребёнка.
• Сознательность – понимание пользы выполнения упражнений.
В структуру занятия входят три части: вводная, основная и заключительная.
Разогрев мышц, подготовка организма к работе проходит в первой вводной части занятия. Дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков для укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.
Во второй (основной) — переходят к игровому стретчингу. Рассказывается сказка или история, по ходу которой дети выполняют упражнения стретчинга, все упражнения связаны сюжетом и охватывают все группы мышц.
За одно занятие дети делают: 2-3 упражнения для мышц живота. 2-3 упражнения для мышц спины. 1 упражнения для укрепления позвоночника. 2-3 упражнения для укрепления мышц спины. 1-2 упражнения для укрепления мышц ног, 1-2 упражнения для развития стоп, 1 упражнения для развития плечевого пояса или на равновесие.
Например, упражнение «Солнышко» - помогает растянуть боковые мышцы туловища, сохраняет гибкость позвоночника, подвижность тазобедренных суставов.
Упражнение «Самолёт» - укрепляет мышцы спины, развивает подвижность тазобедренных и плечевых суставов.
Упражнение «Кошка» избавляет от скованности позвоночника и его деформации.
Упражнение «Ходьба» делает суставы ног более подвижными, эффективно в плане профилактики развития плоскостопия.
Упражнения «Рыбка», «Кораблик», «Лодочка» укрепляют мышцы брюшного пресса и спины путем прогиба назад.
Упражнение «Шпагат» повышает гибкость тазобедренных суставов, улучшает кровообращение в брюшной полости.
В заключительной части занятия - решается задача восстановления организма после физических нагрузок. Этому способствуют дыхательные упражнения и релаксация.
Использование игрового стретчинга в работе с детьми :
Элементы игровового стретчинга могут быть использованы в физкультминутках. Включение в физкультминутку движений по методике игрового стретчинга снимается утомление, восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка.
Самостоятельная двигательная деятельность.
Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в самостоятельную двигательную деятельность детей. Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме, они становятся очень интересны и привлекательны для детей. Разучив упражнения, дети самостоятельно могут разыгрывать сказку и придумывать свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.
Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены педагогами в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в двигательную деятельность на прогулке, в физкультурные досуги, праздники.
Работа с родителями.
Для родителей целесообразно донести необходимую информацию о методике игрового стретчинга на родительских собраниях, в виде консультаций в информационном уголке, в форме индивидуальных бесед, заданий на дом.