Валерия Живова
Консультация «Игра на музыкальных инструментах в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра на музыкальных инструментах в детском саду
«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения к добру,
красоте, человечности.
Как гимнастика выпрямляет тело,
так музыка выпрямляет душу человека».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация „Игра на музыкальных инструментах в детском саду“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные инструменты
- Темочки
Значимость музыкального воспитания в детском саду является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку.
Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение, развивает физическую координацию движений.
Музыка – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Основная цель - помочь детям активно войти в мир музыки, сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности. Музыка поможет им «научиться яснее мыслить и глубже чувствовать, становиться настоящим человеком» (Д. Б. Кабалевский).
Музицирование – это один из самых любимых детьми видов творческой деятельности. Кто-то любит петь, кто-то танцевать, играть в оркестре любят все.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных
инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается
качество музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Какие виды оркестров можно организовать в детском саду?
Первый и самый простой – это шумовой оркестр. В его состав входят ударные инструменты : бубны, колокольчики, треугольники, кастаньеты, маракасы, трещотки и т. п. Основную партию исполняет музыкальный руководитель на фортепиано. Этот оркестр можно организовать уже в младшей группе. С младшими детьми можно просто чередовать партии разных инструментов, т. е. дети будут играть по очереди. Основная задача – научить детей чувствовать метр музыки (попадать "в долю"). Ритмическое многоголосие пока ещё недоступная задача для этого возраста. Походящий музыкальный материал : пьесы с чётким и простым ритмом. Это может быть как самостоятельное произведение, так и фрагменты инструментовки в песнях : проигрыш, вступление.
У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:
• активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре;
• воспитание интереса и любви к музицированию;
• создание предпосылок для развития творческого мышления;
• знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.
Второй вид оркестра – ударный. Именно этот вид оркестра чаще всего используют на занятиях и утренниках в старших возрастных группах. Можно добавить ударные звуковысотные инструменты : металлофон, ксилофон. В зависимости от возраста детей и их успехов усложняется партитура и ритмический рисунок.
Третий вид оркестра - смешанный – здесь к ударным инструментам добавляются духовые (симоны, триолы) или клавишные инструменты (органолы, аккордеоны и т. п.). С детьми, которым вы сможете доверить новые инструменты, придётся позаниматься отдельно. Затраченные усилия дадут радующий сердце результат: ваш оркестр "засияет" новыми тембрами!
С чего же начать обучение детей игре на музыкальных инструментах?
Конечно, со знакомства с инструментами. Показать инструмент, назвать его, дайте послушать, как он звучит, объяснить, как правильно на нем играть, чтобы получился красивый звук. Обязательно показать, что происходит со звуком, если инструмент держишь неправильно. Далее рассказать, сколько людей трудилось, создавая его, чтобы сделать таким красивым: конструктор, художник, лесоруб, сталевар и еще много других специалистов. Кроме того, это не просто красивая вещь, а музыкальный инструмент : у него есть свой голос и язык, и детям предстоит научиться понимать его и «беседовать» с ним на его языке – играть на нем, поэтому относиться к нему (и к другим инструментам) нужно бережно. Можно привлечь воспитателя и с его помощью экспромтом исполнить элементарную пьесу под аккомпанемент фортепиано. Если знакомство с инструментами заняло немного времени, то можно попробовать сыграть эту же пьесу с детьми. Игровая форма занятий, быстрый темп поможет педагогу поддерживать неослабевающий интерес к игре на детских музыкальных инструментах в течение всего учебного года.
Начинать знакомство нужно с более простых инструментов : маракасов, бубнов. Любой инструмент, для того, чтобы он "зазвучал", необходимо научиться правильно и свободно держать, и для этого нужно выработать некий навык. Не стоит с первого занятия требовать ритмичного музицирования или свободного звукоизвлечения, пусть для начала дети почувствуют прелесть собственного исполнения и у них появится желание играть. Только после этого можно переходить к следующему этапу: работа над ритмом (метром, динамическими оттенками и звукоизвлечением.
Разучивание партии каждого инструмента легче начать с прохлопывания ритма. Во-первых, прохлопывать детям проще, чем играть (ведь собственные ладошки - давно знакомый и привычный инструмент). Во-вторых, внимание детей сконцентрировано на правильном (ритмичном) исполнении своей партии, не отвлекает инструмент в руках. Прохлопывая, дети одновременно работают над правильным ритмом, умением вовремя вступить и над динамическими оттенками. Еще один проверенный и результативный способ работы над сложным ритмом: на ритмический рисунок придумываются слова (или целые предложения, и во время разучивания партии дети проговаривают эти слова вслух.
Самая сложная партия, как правило, у металлофонов. Эти инструменты лучше доверить наиболее музыкальным детям, так как здесь исполнительские задачи усложняются. К правильному звукоизвлечению и ритмичности добавляется понятие звуковысотности. Эти партии лучше разучивать на дополнительных занятиях индивидуально или подгруппой. Есть металлофоны, на которых написаны названия нот и это упрощает разучивание партии, т. к. в старших группах дети имеют навыки чтения. После определенной тренировки они достаточно просто ориентируются с местоположением звуков на инструменте. На некоторых инструментах пластины окрашены в разные цвета, и дети ориентируются по цветам. При разучивании партии вполне уместны такие подсказки, как: «соседняя нотка, через нотку, через две нотки».
ЧТО ДАЮТ ЗАНЯТИЯ В ОРКЕСТРЕ?
• Занятия в оркестре развивают у детей сенсорные способности: чувство ритма, тембральный слух.
• Коллективное музицирование очень нравится детям и прекрасно развивает коммуникативные навыки.
• Занятие в детском оркестре развивают у каждого ребенка художественно-творческие способности, ведь он не только учится исполнительству, но и принимает участие в оркестровке произведений.
• Хорошо подобранный репертуар открывает ребёнку лучшие музыкальные жемчужины, расширяет его музыкальный кругозор и формирует эстетический вкус. Оркестр - это не только музицирование, но и знакомство с композиторами.
• Освоение навыков игры на музыкальных инструментах формирует первичные навыки и умения исполнительской деятельности, развивает мелкую моторику и координацию движений у детей.
• Это один из лучших способов развить в ребенке внимание, память, образное мышление, музыкально-эстетическое восприятие.
• Наконец, занятие в оркестре дисциплинирует детей.
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие доставляют «публичные» выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями. Игра на детских музыкальных инструментах – это один из самых любимых детьми видов творческой деятельности.
Кто-то любит петь, кто-то танцевать, играть в оркестре любят все!