Елена Фатеева
Консультация «Игра как средство формирования гуманных взаимоотношений у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство формирования гуманных взаимоотношениями у старших дошкольников
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни дошкольника. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебный – воспитательный процесс? Научить ребенка играть и использовать игру как средство социально –эмоционального развития ребенка. Ориентируясь на основные направления развитие воображения, мышления, формирование культуры общения детей. Владеть языком чувств. Ведь человеческий мир – это непрекращающееся общение и взаимодействие друг с другом. В современное время человеческий мир находиться на грани глубокого кризиса, который грозит обернуться глобальными катастрофами и прекратить всякую жизнь, на земле нарастающая напряженность в современном обществе поражает проявление агрессии, ненависти, идей экстремизма среди молодежи. Что может привести к необратимым последствиям в будущем.
Публикация «Консультация „Игра как средство формирования гуманных взаимоотношений у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Основной причиной данного кризиса, наряду с экологической проблемой, является дефицит толерантности, отсутствие у людей способности к ненасильственному взаимодействию.
В сложившейся ситуации необходимо с дошкольного возраста укреплять психику ребенка, развивать не только его умственные способности, но и эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Проблема эмоционально-чувственной сферы в становлении нравственности дошкольника весьма актуальна при подготовке к школе. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается, и всю жизнь реконструируются, знания человека. Характер переживаемых эмоций и связанный с ним эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств и эмоций. Ведь когда мы наблюдаем за природой, слушаем музыку, читаем книгу, то наряду с познавательной деятельностью мы проявляем и свое отношение к новому миру. Наблюдая за прекрасным летним небом. ярким солнцем,мы радуемся. А если видим, как бушует буря идет сильный дождь или кто-то портит природу; все это вызывает разочарование и досаду.
В наш бурный век отрицательных эмоций, постоянных стрессовых ситуаций происходит естественное нарушение баланса эмоционального фона. Эмоциональный мир – это разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающих в процессе познания и деятельности человека, и поэтому только согласованное функционирование и единство эмоционального и интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Эмоции и чувства – это личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к себе. Мир чувств и эмоций сложен. Богатство эмоциональных переживаний помогает нам лучше понять происходящее. Эмоции и чувства придают словам и поступкам своеобразный колорит. Высказывание Л. С. Выготского от 1926 года и сейчас актуально : «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать»
Формирование «умных эмоций» и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.
Итак, центральная психическая функция дошкольников – эмоциональная. Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.
Исключительное значение чувств и эмоций в развитии личности ребёнка подчёркивал В. А. Сухомлинский. Он считал - надо научить ребенка сердцем чувствовать другого человека. При этом, по его мнению, ребенок начинает чувствовать переживания другого только в случае оказания ему действительной помощи, сочувствия и заботы: «Доброе чувство утверждается в сердце тогда, когда ребенок что-то делает, чтобы облегчить горе другого человека». На основе способности воспринимать и распознавать эмоциональные состояния других людей у дошкольников возникает ответная эмоциональная вовлеченность в состояние другого, в результате чего настроение и переживания одного ребенка передаются другим детям.
В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богат и разнообразен. Ведь он переходит от базовых эмоций: страха, радости к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. В общении со сверстниками использует язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса. Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник формирования чувств дошкольника. Мы знакомим детей с языком эмоций. Выразительными средствами, которыми являются позы, мимика, жесты, взгляды, речь. Обучаем пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других; помогаем ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка; способствуем осознанию причин конфликтов, обучаем способам и приемам их самостоятельного разрешения, владением своими эмоциями умением общаться.
Всё это способствует постепенному, осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.
Естественной средой общения для ребенка является разнообразная игровая деятельность. Игра имеет внутренний смысл, приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Игра погружает ребенка в само исследование, учит понимать себя и справляться с трудностями. О первостепенном значении игры для ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, и, если вы сумеете ими воспользоваться, они дадут в результате больше целой недели занятий» - говорил К. Д. Ушинский. Играйте, общайтесь, обогащайте эмоциональный и чувственный мир ребенка – это жизненный источник развития у ребенка уверенности в себе, умение получать огромную радость от общения с окружающим миром.