Людмила Ковалевская
Консультация «Гиперактивный ребёнок в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Гиперактивный ребёнок в семье.
С тех пор как синдром гиперактивности стал широко известным, на него списывают все недостатки воспитания: неубранные игрушки, разбросанные ботиночки, немытые чашки, открытые дверцы шкафчиков на кухне. Ребенок что-то начал делать, но не завершил: надел ботинки, но не завязал шнурки, одел шапку шиворот-навыворот, не застегнул куртку или застегнул, но неправильно, и т. д. У него еще не сформирована ориентировочная основа деятельности, а также функции самоконтроля.
Публикация «Консультация „Гиперактивный ребёнок в семье“» размещена в разделах
Что же делать родителям, если ребенка называют гиперактивным?
1. Строгая дисциплина в отношении еды-сна-прогулок с самого рождения малыша снижает уровень тревожности и, соответственно, суетливости и неупорядоченной активности. Режим может меняться, но все равно стоит придерживаться выбранного расписания, причем так, чтобы пик активности выпадал на утро, а не на вечер. В течение дня накапливается усталость, а это значит, что «устают» и системы физиологической и психологической регуляции поведения ребенка. Он становится более капризным, невнимательным, суетливым.
2. Не подавлять эмоциональные всплески, желания ребенка. В безопасной среде, дома или в детском саду, необходимо дать ребенку возможность попробовать разные уровни активности. За высокой моторной активностью иногда скрывается индивидуальная потребность в физической нагрузке. Проблема не в высоком уровне активности, а в слабой саморегуляции.
3. Если в основе гиперактивности лежит проблема «механизмов торможения», то особое внимание стоит уделять планированию деятельности. Часто родители с энтузиазмом агитируют ребенка что-либо сделать, но забывают показать, чем и как заканчивается игра или интересное занятие. Мотивация - это очень важно. Но в основе саморегуляции - навык целеполагания. А чем должно было все закончиться?
4. Пока дети не научатся читать и следовать длинным инструкциям, можно использовать метод пиктограмм - набор символических рисунков, изображенных на альбомном листе, прикрепленном к стене, который подскажет ребенку последовательность шагов.
Дети с удовольствием «читают» дорожные знаки, вывески на магазинах и офисах. Это те же пиктограммы. Можно, например, придумать значки для занятий с пластилином. Пусть пластилиновый медвежонок напомнит, что по ночам он любит спать в коробочке, а не оставаться брошенной на столе.
5. Прекрасную возможность для тренировки способности ориентироваться и контролировать результаты своих действий, договариваясь с другими детьми, дает ролевая игра. Получая отклики от других, ребенок учится смотреть на свои действия со стороны. Сравнивая достижения разных детей, он сможет оценить результативность своих усилий. Задача взрослого - не только инициировать и организовать ролевую игру, но и помочь детям преодолеть неизбежные конфликты.
6. Следите за эмоциональным фоном в семье. Избыточная нервозность и напряженность в отношениях между взрослыми скажутся и на возбудимости ребенка. Называйте вслух свои и его эмоции, помогайте ему правильно оценивать намерения других людей, распознавать свои и чужие чувства, учитывать их во взаимодействии.
7. Настольные игры (домино, мозаика, лото, а в дальнейшем «ходилки-бродилки», развивающие игры) прививают усидчивость и настраивают ребенка на взаимодействие. Игра строится по простым, понятным даже 4-летнему малышу правилам. Результат игры очевиден - выигрыш, а ее продолжительность – 10 – 15 минут. Именно столько времени ребенок 4 лет может заниматься непрерывно, чтобы не устать и не потерять интерес.
8. Как бы ни вел себя ребенок, оценивайте его действия, а не приклеивайте ярлыки, снижая самооценку. Такие номинации, как «болтушка», «непоседа», «юла», «ураган» «катастрофа», не для вашего ребенка.
Никто кроме специалиста, регулярно наблюдающего ребенка, не может поставить диагноз «гиперактивность». Дети с сильным темпераментом отличаются повышенной подвижностью. Такова особенность их нервной системы. Движение - это способ адаптации ребенка к окружающему миру. Существуют десятки психологических приемов, доступных любому родителю и позволяющих ребенку совладать со своим поведением. И не потребуется никакого медицинского вмешательства.
Удачи Вам, уважаемые родители и любите своих детей, какими бы они ни были.