Виктория Степанова
Консультация «Формирование понимания временных отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация : «Формирование понимания временных отношений»
Детям в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Публикация «Консультация „Формирование понимания временных отношений“» размещена в разделах
Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Время – это очень сложный объект познания. Это понятие включает в себя длительность событий и явлений. Их последовательность, прерывность, связь настоящего с прошлым и будущим.
Время имеет ряд особенностей.
1. Текучесть.
2. Необратимость.
3. Отсутствие наглядных форм.
4. Невозможность совершать с ним какие-либо действия.
5. Относительность словесных обозначений.
Категория времени не дана ребенку изначально. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Освоение времени ребенком идет медленно и трудно.
Причины, вызывающие трудности при освоении временных категорий детьми дошкольного возраста:
- несформированность у ребенка механизмов познания времени;
- особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте;
- небольшой опыт переживания ребенком жизни во времени;
- своеобразие времени как формы проявления реальности.
Долгое время господствовало мнение о принципиальной невозможности познания времени маленькими детьми. Однако имеющиеся трудности не следует преувеличивать.
О том, что трудности в освоении времени носят объективный и субъективный характер свидетельствует высказывание выдающегося психолога С. Л. Рубинштейна. «Хотя временные представления обычно развиваются у детей относительно поздно (особенно когда не уделяется достаточного внимания их выработке, не следует преувеличивать их недоступность».
В настоящее время они успешно преодолеваться благодаря современной методике, которая способна «приручать» самые сложные понятия, представляя их детям в более доступной форме.
Исследования в данной области были проведены такими педагогами и психологами, как Т. Д. Рихтерман, А. И. Сорокиной, Р. Л. Непомнящая и др.
Перед воспитателями дошкольных учреждений, встает проблема ознакомления детей со временем – неосязаемым явлением в условии преобладания наглядно-образного мышления и восприятия детей дошкольного возраста.
В работе по формированию временных представлений у дошкольников можно использовать проектно-технологический подход В. Э. Штейнберга, который включает в себя ряд этапов:
1. Этап познавательной деятельности:
- ознакомление с изучаемым объектом, для того чтобы накопить следующую информацию по схеме : объект в целом и его характеристика, части объекта и их характеристики, возможные виды и разновидности объекта, надсистема объекта, в которую входит объект; типовой результат ознакомления — знания об объекте в виде суммы признаков структуры объекта, вида его элементов и отношений между ними;
- формирование развёрнутой систематизированной характеристики объекта, которая включает: признаки структуры (части объектов, ингредиенты веществ, операции технологий, признаки вида (форма, материал, расположение и связи элементов; последовательность или порядок выполнения операций, тип элементов, взаимное расположение и связи между атомами) и признаки отношения (количественные характеристики частей, операций, ингредиентов);
- дополнение характеристики объекта специальными сведениями: особенности функционирования и развития объекта; признаки рода, вида и класса объекта; “формула” объекта типа патентной или фармацевтической, например: “формула успешных реформ государства”, “формула государства”, “формула интересного детектива” и т. п. ; гуманитарный фон научных знаний об объекте;
- теоретическое обобщение темы, состоящее в том, чтобы построить модель в виде свёрнутого образа изучаемого объекта с помощью системных и предметных ключей; подвести объект под определение с применением полученных знаний; применить определение для распознавания родственных объектов; сконструировать знания об объекте — самостоятельно создать учебные задачи или проблемные ситуации.
2. Этап переживательной деятельности:
- поиск образной, эмоционально-эстетической ассоциации с изучаемой темой, например, подбор архетипного художественного образа из числа известных героев мифов, легенд или сказок; для поиска образа могут использоваться различные приё мы: эмпатия (вхождение в роль, образ, перенос свойств с одного объекта на другой, приём “чудесное оживление” предметов и т. п. ;
- оформление найденной идеи образа с помощью музыкальных, изобразительных, пластических или иных средств; путём окраски в мажорную, уравновешенную (гармоничную) или минорную тональность и т. д. ; целесообразно использовать образцы — аналоги, связанные по содержанию с художественным отображением различных природных и социальных процессов; первые попытки будут носить упрощённый характер, однако по мере развития творческого воображения учителя и учащихся вторая базовая способность будет развиваться, усилятся художественность переживания и фиксация изучаемого знания.
3. Этап оценочной деятельности:
- чтобы разносторонне оценить изучаемое знание, определяются опорные объекты, например, человек, общество, природа, наука, искусство, мораль или иные, к которым привязываются качественные и количественные оценки;
- вид оценки выбирается в зависимости от аспекта изучения объекта, например: человек — влияние на физическую, духовную или социальную культуру; общество — влияние на экологию, социальный или технический прогресс; природа — влияние на растительный или животный мир; затем уточняются шкалы для выбранных оценок, например: полезная или вредная значимость, нулевая, средняя и максимальная значимость и т. п. ;
- результатами этапа оценивания изучаемого знания служат развитие третьей базовой способности учащихся и освоение оценочной деятельности, усиление фиксации изучаемого знания и подготовка к изучению таких тем, как экология, самоопределение человека и т. п.
Учитывая данный подход к формированию временных представлений у дошкольников, мы можем выделить следующие этапы этого процесса:
знакомство ребенка с термином и понятием (утро, день, вечер, ночь, сутки, неделя, месяц, год);
формирование представления об изучаемом объекте по его признакам;
выведение “формулы” изучаемого объекта;
закрепление полученных знаний в различных видах деятельности с помощью разнообразных средств обучения;
определение важности полученного знания;
подведение итогов, ознакомление с временной последовательностью, переход к новому понятию.
Методика работы по формированию временных понятий
Как показать время ребенку?
Время невидимо. Его нельзя потрогать. С ним нельзя совершить никаких действий, не существует специального анализатора для восприятия времени.
Исходя их этого, необходимы различные способы и средства его материализации.
Формирование представлений о времени в процессе наблюдений.
Содержание наблюдений – состояние природы, окружающей среды, виды, особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время.
Наблюдения лучше проводить с небольшой подгруппой детей. Их содержанием является состояние природы, окружающей среды, виды, особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время. Все наблюдения сопровождаются беседой.
Например, о длительности разных отрезков времени можно спросить у детей: как вы думаете. Что наступает раньше сумерки или вечер? Почему вы так считаете? О длительности разных отрезков времени можно спросить так : что длится дольше минута или секунда?
Рассматривание тематических картинок.
В работе с детьми можно использовать рассматривание тематических картинок. В младших группах рекомендуется использовать картинки максимально приближенные к опыту самих детей, отражающие в первую очередь их собственную деятельность.
Рассматривание картинок можно сочетать с чтением стихотворений, загадыванием загадок.
Это время – время сна.
Спит за окнами сосна;
Спит пескарь на дне речном;
Спит медведь в краю лесном.
Сладкий сон сморил ребят,
Лишь часы – тик-так - не спят.
Начиная со средней группы, с детьми рассматривают картинки с более широким содержанием и действующими лицами: школьники, взрослые разных профессий.
Т. Д. Рихтерман считает, что предлагая ребенку рассмотреть картинку педагогу следует обратить внимание на основные признаки данного отрезка времени : фон, светило, солнце, луна, звезды.
В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с такими понятиями как полдень, сумерки, полночь, рассвет, закат. Для этого можно использовать картинку и художественное слово. Например,
Солнце спать легло, и будто
Легким, синим покрывалом
Вечер землю укрывает,
Это время – очень точно –
Сумерками называют.
Обратите внимание, здесь перечисляются основные признаки данной части суток – отсутствие солнца, наступление темноты, приближение ночи.
Аналогично используются рисунки с изображением сезонов. Обычно это пейзажи, на которых изображены различные сезонные явления природы. Детские развлечения в разные времена года, труд взрослых, праздники.
Для закрепления временных понятий можно использовать произведения известных художников.
Игра как средство формирования представлений о времени
Так еще Ф. Н. Блехер и А. И. Сорокина разработали систему игр по ознакомлению дошкольников с временными понятиями успешно применяемую и на современном этапе в работе с дошкольниками. Проблемой использования игр в работе с детьми занималась Е. Н. Лебеденко. В ее дидактических играх заложены принципы одушевления сюжетного материала.
В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать различные виды игр. Дидактическая игра «Кто, когда спит?» следует отметить, кто спит днем, а кто ночью. Например, сова, летучая мышь - днем, курица, бабочка – ночью. В этой игре ребенок использует имеющиеся у него знания о мире живой природы и соединяет их со своим ощущением времени.
Подвижная игра «Неделька, стройся!», игра – драматизация «Кто кому? Кто?»
- Бабушка, бабушка, я чья дочка?
- Ты Федина дочь, моего сыночка.
- Мой папа большой, а совсем не сыночек.
- Сыночек, брат моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
- Да разве у дочки мы были? У тети!
- Тетю твою я в люльке качала.
- Бабушка, стой, объясни-ка сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца?
- Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!
А ты доводишься. Хитрое дело.
- Бабушка, что-то у нас пригорело!
- Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.
Моделирование как средство формирования представлений о времени.
Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус).
Самая простая модель – это модель суток. Она состоит из четырех цветных секторов, каждый из которых обозначает определенную часть суток: желтый – утро (встает солнце, белый – день (днем светло, синий -вечер, черный – ночь.
В процессе работы с моделью суток дети выполняют различные задания: определяют соседей каждой частей суток, устанавливают, что сутки состоят из четырех частей.
Хорошо зарекомендовала себя плоская круговая модель недели.
Это большой круг с закрепленной в центре подвижной стрелкой. На нем разноцветные кружки обозначают дни недели: черный –понедельник, серый – вторник, синий – среда, зеленый – четверг, желтый – пятница, розовый – суббота, красный – воскресенье.
Еще одна модель времени : модель понятий «вчера, сегодня, завтра».
Три одинаковых круга, расположенных друг под другом по вертикали, могут обозначать «вчера», «сегодня», «завтра». На этой модели ребенку легко показать такие временные отрезки, как вчера утром, сегодня вечером, завтра днем.
Обобщенная модель сезона. Она включает в себя следующие показатели: деятельность человека, явления природы, календарь, праздники и порядок следования месяцев.
В заключение изучается модель года. Она включает в себя все известные детям интервалы: год – он делится на 4 сезона, каждый имеет свой цвет. Каждый сезон делится на месяцы, в их изображении используются оттенки от цвета сезона. Месяц состоит из недель, каждый день недели имеет свой цвет, неделя состоит из суток. Каждая часть суток тоже выражена разным цветом, сутки состоят из часов, часы из минут. Такая модель позволяет проследить связь между знакомыми детям временными интервалами и создает целостный образ года.
Объемная модель может быть в виде спирали. В этой модели вращение ярко выражено. Модель «части суток» - (автор Над. Локоть) - это спираль состоящая из нескольких витков с подвижной муфтой, двигающейся снизу вверх. Каждый виток спирали последователено окрашен в четыре цвета: желтый - утро, красный - день, синий - вечер, черный - ночь. Один виток спирали соответствует одним суткам, новый виток — новые сутки. Тут ясно видно, что одни сутки меняются другими. Такая модель создает наглядный образ переход ночи вечерних суток в утро сегодняшних, а ночи текущих суток - утро завтрашних.
Работа с моделью строится следующим образом: знакомство с световыми обозначением частей суток, объяснение факта, что сутки сменяют друг друга, показ на модели «вечера», «сегодня», «завтра», рассказы детей о том, что было сегодня утром, днем, что будет вчера, сегодня, разговор о планах детей на завтра.
Аналогичным образом создаются модели, сезона, года,
Использование художественного слова в формировании представлений о времени.
Как известно, дети с трудом запоминают дни недели, стихотворение «Емелина неделя» позволяет сделать этот процесс более эффективным. Очень много стихотворений о временах года. Хорошо сочетать их чтение с рассматриванием иллюстраций, это позволяет очень четко выделять эти признаки природных явлений, которые описали художник и поэт.
Загадки, пословицы, поговорки о времени стимулируют познавательную деятельность детей, развивают способности к самостоятельному мышлению, учат рассуждать и что самое важное, повышают интерес детей к математике. Например,
Раньше всех проснется он,
И раздастся в доме звон. (Будильник).
Алый платок упал на лесок.
Лег на луг – потемнело вокруг. (Закат).
Программой воспитания и обучения предусмотрено ознакомление детей с интервалом времени в 1,3,5 и более минут. В детском саду в старшем дошкольном возрасте ознакомление с приборами для изучения времени способствует формирование у детей собственного восприятия времени, т. е. восприятия связанного со знанием с использованием единиц измерения. Содержание такого обучения называют «хронологией» для детей. Слова «хронос» означает время, «логос» знание. Мы выяснили, с какими же приборами для измерения времени знакомят детей.
Секундомер. С помощью секундомера дети знакомятся с минутой как единицей времени, из которой складывается, другие меры времени. Гелевые часы тоже позволяют познакомить детей с интервалом в 1 минуту. Снaчaла можно предложить детям посидеть, тихо закрыв глаза одну минуту, за длительностью которой следит педагог. Затем за 1 минуту воспитатель предлагает выполнить какие—либо действия, например: нарисовать кружочки. Дети убеждаются, что время наполненное длительностью— проходит быстрее, чем «урок тишины».
Следующий вид часов: Песочные - часы бывают разные 1,3,5 минут. Детям, предлагают выполнить какие либо действия ориентировки на них.
Игрушки - часы со стрелками - конструктор. На этих часах есть две стрелки: длинная стрелка минутная, короткая часовая. Детям показывают положение стрелок на циферблате, в определенные промежутки времени. Возможность определять время связано со знанием детьми чисел. В настоящее время в подготовительной группе детей знакомят с числами до 20. Это позволяет им легче ориентироваться на циферблате.
Следующий прибор для измерения времени, это различные механические часы. Здесь важно показать их многообразие - будильник, настенные часы, башенные часы - куранты, наручные часы.