Лучший педагог года

Консультация «Формирование грамматического строя речи»

Наталья Агапчева
Консультация «Формирование грамматического строя речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование грамматического строя речи — это процесс усвоения системы грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Грамматический строй речи состоит из трёх взаимосвязанных компонентов:

1. Синтаксис. Дисциплина, изучающая порядок построения фраз и предложений, сочетаемость слов и их последовательное расположение в определённых речевых структурах.

2. Морфология. Наука о свойствах грамматического строения слов, способов их образования и форм.

3. Словообразование. Сфера исследований речевого строения языка, затрагивающая вопросы образования слов с использованием одинаковых корней.

Развитие грамматических навыков у дошкольников реализуется в трёх основных направлениях:

1. В морфологии развиваются навыки использования существительных, прилагательных и глаголов. Ребенка обучают использованию существительных в правильных падежных формах и согласовании с другими компонентами предложения. Глаголы учат правильно употреблять в лицах и числах, а также в правильном наклонении, соответствующем времени действия. Прилагательные обучают согласованию в роде, числе, падеже, с применением верных степеней сравнения прилагательного.

2. Синтаксис ориентирован на развитие у дошкольников навыков построения словосочетаний и предложений, посредством правильной последовательности слов, их грамотного связывания. Слова в предложении должны иметь правильную последовательность, чтобы исключить неверное согласование и искажение смысла предложения.

3. Развитие навыков словообразования сводится к усвоению правил построения слов с использованием суффиксов, приставок и окончаний. Навыки словообразования помогают детям в употреблении слов в правильном роде, числе, падеже. Дети также учатся отличать однокоренные слова от не однокоренных.

Основными путями формирования грамматического строя речи дошкольников являются:

• Формирование положительной речевой среды. Речь ребёнка складывается на основе подражания речи взрослых. Важно, чтобы родители, воспитатели и сверстники владели культурной и грамотной речью.

• Программы специального обучения. Они направлены на изучение трудных грамматических форм для профилактики неверного произношения. На таких занятиях используют нестандартные формы слов, например: езжай, ляг, рисуй, этажей, хотеть.

• Развитие грамматических умений в практике речевого общения. Этот способ позволяет в естественной обстановке тренировать навыки детей в употреблении речевых конструкций, демонстрируя образцы правильной речи. Упражнения внедряют в повседневные действия детей: при умывании, прогулке, укладывании спать и т. д.

• Исправление ошибок речи грамматического характера. Неисправленные ошибки закрепляются в сознании ребёнка в качестве нормы произношения. Поэтому ошибки нужно исправлять тактично: не повторять за ребёнком, а привлекать его внимание и заставлять думать, как произнести правильно.

Для формирования грамматического строя речи дошкольников используют дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.

«Игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

1. Игра «Сколько?» (логопедическая мозаика на базе игрового набора «Дары Фрёбеля») Направление: развитие словоизменения и словообразования в экспрессивной речи; согласование числительного с существительным. Содержание совместной деятельности: Логопед кладет на ладошку ребенка 3-5 кружков синего цвета - Спелые сливы в корзинку положи. Не ленись, не зевай! Сколько слив? Посчитай! Ребенок выкладывает круги на стол, одновременно проговаривая: - Одна слива, две сливы и т. д. Упражнение «Где (что) лежит?» (логопедическая мозаика на базе игрового набора «Дары Фрёбеля») Направление: развитие словоизменения и словообразования в экспрессивной речи; моделирование фразы с предлогом. Содержание совместной деятельности: Задача: развивать практические навыки ориентации на плоскости и в моделировании предлогов. 1) С помощью карты-схемы ребенок выкладывает с помощью набора дуб, ель, березу. Ребенок произносит предложение и размещает плоды и гриб на карте-схеме. - Желудь лежит под дубом. Шишка лежит под елкой. Гриб растет под березой. 2) С помощью карты-схемы ребенок выкладываетпредметы, произносит предложение, употребляя предлог на. - Кастрюля и миска стоят на столе. Подушка и одеяло на кровати. Игра «На рынке» (использование игр «Мерсибо») Цель игры: правильное употребление окончания существительных во мн. и ед. числе в Род. п. Правила: взрослый выбирает число и предмет. Ребенок четко проговаривает сочетание числа и предметов. - Один волк – много волков

2. «Размытое письмо»

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Материал. Игрушечный мишка.

- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, интонацией побуждать детей дополнять предложения.

3. «Живые слова»

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит.)

4. «Дополни предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила. - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

5. «Придумай предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

- Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

6. Игра «Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребёнок и взрослый могут по очереди называть увиденные объекты.

7. «Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зелёным, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

8. «Угадай по вкусу»

Прекрасная игра для обогащения словаря. Вы крошите овощи для обеда или ужина. Предложите ребёнку с закрытыми глазами угадать на вкус, что ему положили в рот. Потом можете поменяться ролями.

9. «Приготовим сок»

«Из яблок сок (яблочный); из груш (грушевый); из слив (сливовый); из вишни (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

10. «Один – много»

Предложите ребёнку: «Я буду называть, что на кухне одно, а ты – много. Например: плита – одна, тарелок – много».

11. «Большое – маленькое»

«Я буду называть большой предмет, а ты маленький. Например: табурет – табуреточка, ложка – ложечка».

12. «Игра с живыми предметами»

Возьмите карандаш, книгу. Перемещая данные предметы, спрашивайте ребенка «Где книга, карандаш?».

Ребенку необходимо правильно употребить предлоги НА, В, ПОД, НАД, ОКОЛО и при этом правильно произнести окончания.

Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Формирование грамматического строя речи»
Опубликовано: 13 марта 2025 в 09:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование грамматического строя речи»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Агапчева (УИ 1214753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)
15 марта 2025 суббота
День нейрогимнастики!
Изучаем тюленей!
В регионах России начинают проходить акции "Неделя добра". Дату уточняйте в своем регионе
Весенняя неделя добра
Играем в магазин!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД