Гульнара Кочнева
Консультация «Формирование двигательных навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Формирование двигательных навыков»
Для воспитателей групп раннего возраста
быть в движении – значит укреплять здоровье. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма. Под воздействием движений улучшается функция сердечно -сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов.
Публикация «Консультация „Формирование двигательных навыков“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно -осудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.
Главной задачей физического воспитания детей раннего возраста является развитие и совершенствование основных движений (ходьба, бег, лазанье, бросание, развитие чувства равновесия, координации движений. Развитие движений детей раннего возраста происходит в процессе правильно организованной игровой деятельности, самостоятельной деятельности и во время физкультурных занятий.
На 2-3 году жизни можно закреплять правильные автоматизмы ходьбы, чувство равновесия, воспитывать координацию движений, правильную осанку, способствовать формированию нормального свода стопы. Поэтому полезно упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске. Для этого важно создать все необходимые условия в групповой комнате и на участке (специальное физкультурное оборудование для развития движений, горка с лестницей, и со скатом, бревно большие ящики и др, также набор игрушек, побуждающих детей к различным движения: мячи, обручи, каталки и др.).
Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2-3 лет жизни (легкая, физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость, необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это надо иметь в виду при проведении физкультурных занятий. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Не следует его заставлять заниматься – принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции. Мышление детей 2-3 года жизни конкретно – они лучше понимают, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе со взрослым и по его показу. В начале как правило, новые движения дети выполняют не точно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования, а также неумение воссоздавать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность знаний являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.
Движения у детей раннего возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить движения.
Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним движения, но более простого. Например после освоения подскоков на месте дети могут переходить к прыжкам с продвижением вперёд, овладев метанием в неподвижную цель, учиться попадать в движущуюся. Начальное разучивание движений надо вести в несколько замедленном темпе, чтобы проследить, какие ошибки допускают дети и своевременно попытаться их устранить. Для прочного закрепления движений их необходимо повторять, но стараться обязательно сохранить к ним интерес детей. Для этого следует разнообразить задания, вводить усложнения при обучении одному и тому же движению. Например предлагать бег с чередованием ведущего, прыжок через линии или палочки, ползание на доске и скамейке. Малышей надо подбадривать чаще, положительно оценивая действия, особенно если ребенок приложил усилие, упорство. Иногда ребенку нужна непосредственная помощь взрослого (упражнения на гимнастической скамейке, лазанье по лесенке – стремянке и т. д.) . Однако помощь должна быть кратковременной, чтобы ребенок не привык к такой стимуляции, а действовал самостоятельно.
Обучение движениям – воспитательный процесс, поэтому во время занятий не только приучать детей активно выполнять задания, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры и т. п.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с раннего возраста, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.