Оксана Копченова
Консультация «Если вам предстоит аттестация»
Если вам предстоит аттестация…
- Не паникуйте, ожидая от процедуры оценивания подвохов. Может быть, именно для вас аттестация послужит карьерным трамплином. Часто рутинная деятельность не видна, и руководитель может не видеть ваш вклад в общее развитие детского сада, а аттестация поможет выявить ваши достижения.
- Постарайтесь отбросить мысль о том, что если вас оценивают, значит, сомневаются в вашей компетентности. Цель аттестации – улучшить работу системы образования как целого, а не найти повод для критики отдельных сотрудников.
Публикация «Консультация „Если вам предстоит аттестация“» размещена в разделах
- Аттестация
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
- Перед аттестацией проведите самоанализ, вспомните успешные проекты, кмероприятия которые вам удалось реализовать – это повысит вашу самооценку и уверенность в себе.
- Если результаты аттестации для вас оказались неудовлетворительными, не делайте однозначного вывода о том, что вы недостаточно компетентны. Очень многое зависит от критериев, по которым вас оценивают, от грамотности поставленных вопросов, от обоснованности процедуры оценивания в целом, от объективности людей, которые делают выводы о вашей работе. Результаты аттестации можно оспорить и выдвинуть аргументы в свою защиту.
- Используйте выводы аттестационной комиссии для того, чтобы повысить эффективность своей работы – со стороны часто виднее, на каких направлениях профессионального развития нужно сосредоточить усилия.
Как пройти аттестацию
Ежегодно более полумиллиона педагогов проходят аттестацию – сдают экзамены, защищают творческие работы. Переживают, нервничают, расстраиваются, вновь (после стольких лет) оказавшись в роли студента на экзамене. Как избежать ненужного стресса и одновременно наилучшим образом подтвердить свою квалификацию? Как оценить свои возможности? Как лучше всего подготовиться к экзамену, написать работу, выступить перед комиссией? Этим и некоторым другим проблемам посвящены эти советы. Психологические советы, диагностические методики, практические примеры помогут педагогу во всеоружии встретить испытание под названием «аттестация». Итак, начинаем работу!
Техника эффективного управления работой мозга
Для того, чтобы мозг работал в самом эффективном режиме, необходимо освоить ряд приемов и правил, которые помогут вам с наименьшими усилиями пройти аттестацию.
Наша психика устроена так, что более качественно мы можем делать что-то одно. Мы можем о чем-то сосредоточенно думать и не замечать, что делается вокруг. Яркие эмоции блокируют мыслительные процессы. Мышечное напряжение вызывает негативные эмоции беспокойства. Для успешной работы нам необходимо уметь снимать мышечное напряжение, позитивно мыслить и овладевать техниками запоминания.
Дело в том, что когда мы обеспокоены и чувствуем угрозу (а экзамен представляет реальную угрозу нашему статусу, материальному положению, наши мышцы напрягаются, мы готовимся убежать или напасть на объект угрозы. Сердце начинает учащенно биться, вырабатывается адреналин (агрессия) либо норадреналин (оцепенение). От организма требуется действие, а не размышление. Поэтому и блокируются мыслительные процессы.
При впрыскивании гормонов эмоциональное напряжение возрастает и получается замкнутый круг. Мысли напрягают мышцы, мышечное напряжение вызывает еще более внутреннее напряжение. Чтоб разорвать этот круг, необходимо позитивно мыслить, расслабить мышцы, быть уверенным в том, что все вспомните.
Позитивное мышление
Позитивное мышление подразумевает следующее действие:
• Необходимо представить себе всю ситуацию. Нарисуйте в уме ситуацию, лица, контекст и то, как вы будете одеты. Вообразите себя способным и полностью владеющим собой, с легкостью отвечающим на все вопросы, уверенно защищающим свою точку зрения.
• Необходимо во время ответа размышлять относительно способов выполнения задания. Это освободит мозг от беспокойства, вытесняя негативные мысли. Вместо того, чтобы без конца представлять себе возможные неудачи, нужно обдумать конкретные пути в достижении цели.
Мышечное расслабление
Предлагаем вам несколько техник мышечного расслабления. Выберите наиболее удобную для вас. Используйте техники при поездке на работу, устраивайте себе небольшие перерывы в работе и т. д. Вы не только сможете быстро освоить техники расслабления, но и научитесь получать драгоценные минуты полноценного отдыха. В результате ваша работоспособность возрастает, и вы сможете больше успеть.
Последовательное мышечное расслабление
1. Сядьте на удобный стул, не скрещивая ног, ступни на полу. Расстегните слишком тугую одежду и не напрягайте ноги.
2. Вытяните пальцы ног вперед, напрягая мышцы стоп и икр. Сохраняйте такое положение 10с, затем снимите с мышц (мгновенно расслабьтесь). Испытайте приятное чувство расслабления после снятия напряжения.
3. Опираясь пятками на пол, отгибайте пальцы ног вверх, напрягая мышцы ступней и голеней. Выдержите так 10с, а затем на 10с расслабьтесь. Повторите 3-5 раз. Испытайте радость и тепло от расслабления.
4. Поднимите ноги сантиметров на 10 над полом, отгибая пальцы ног к себе (как вы это делали с пятками на полу). Теперь будет включена новая группа мышц – мышца бедра. Оставайтесь в таком положении 10с, а затем расслабьтесь, позволяя ногам упасть. Ваши ступни, голени и бедра должны согреваться при расслаблении, и вы испытаете приятное чувство.
И в заключение предлагаем Вам обратить внимание на важные «мелочи»
Особое внимание следует обратить на организацию подготовки к аттестации и время прохождения аттестации.
Многие факторы, о которых мы часто забываем, влияют на успех нашей деятельности.
Физиологические спады и подъемы. Пик работоспособности приходится на первую половину дня. Этот уровень в течение дня больше не достигается. Аттестацию лучше всего проходить соответственно в 10-11 часов дня, на которые приходится утренний пик активности. После обеда наступает спад продуктивности, если есть возможность, можно даже вздремнуть. Следует учесть, что время максимальной работоспособности с 4.30 до 5.00, с 10.30 до 11.00, с 15.30 до 16.00, с 19.30 до 20.00 и, соответственно, с 23.30 до 24.00.
«Световой голод». На период с октября по февраль приходится самое тяжелое время для организма. Дневного света все меньше, в результате чего снижается общая работоспособность, а у 15% населения возникает зимняя депрессия. Из-за того, что зимой на сетчатку глаза попадает мало солнечного света, в организме вырабатывается меньше серотонина и мелатонина – гормонов, стимулирующих активность всех биохимических и адаптационных процессов. В результате человек становится раздражительным, быстро устает, у него ухудшается память. Чтобы избежать этого, надо всегда находиться в хорошо освещенном помещении, а в пасмурную погоду даже днем включать свет. Аттестацию лучше проходить в сентябре месяце, когда организм здоров после отпуска, много солнца и сравнительно много фруктов, овощей и ягод.
Особую роль при подготовке к аттестации и во время ее нужно отвести питанию.
При подготовке к аттестации возможны различные проблемы с питанием. Одна из наиболее распространенных – «заедать» стресс. У некоторых людей вырабатывается потребность что-нибудь жевать. Конечно, это неправильное пищевое поведение, но избавиться от привычки только волевым усилием вы не сможете, новые привычки вырабатываются не сразу, а при многократном повторении. При подготовке и прохождении аттестации у вас не будет хватать на это времени. Для решения «проблемы жевания» советуем вам употреблять овощи (сырая морковь, капуста). Овощи не добавят калорий и пополнят запас витаминов. Во время стресса организм сжигает огромное количество витаминов. Непосредственно в день аттестации следует учесть, что пища должна быть легкой и калорийной. Это орехи (праздник мозга, изюм, курага. Пить лучше всего соки или минеральную воду. Можно использовать быстрорастворимые витамины «Упсавит» или «Мультивид». Доза витамина С в «Упсавите» так велика, что мгновенно позволит получить прилив сил. Экстренную помощь может оказать и качественный шоколад. В шоколаде содержится кофеин и микроэлемент магний, которые отвечают за хорошее настроение и работоспособность и оказывают антистрессовое действие.
Для улучшения памяти можно принимать и природные стимуляторы: настойку элеутерококка, эхинацеи или женьшеня в течение 20-30 дней по 15-20 капель 2-3 раза в день. Необходимо проконсультироваться с врачом! Важную роль играет вода, точнее то, насколько она чистая. Водопроводную воду в наших условиях (ржавые трубы, прорывы водопровода, конечно, пить нельзя, и даже кипяченую воду из-за содержания хлора (при кипячении хлор превращается в ядовитое вещество) лучше не пить, чтобы не нагружать организм дополнительно.
Не забывая об этих важных «мелочах», вы будете во всеоружии готовы встретить стресс, вызванный ситуацией аттестации. Желаю удачи!