Нора Ерицян
Консультация для воспитателей «Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является ведущей деятельностью детей раннего возраста. Ребенок в игре радуется жизни, общению со сверстниками, укрепляет свое здоровье. Проведение народных игр является прекрасным средством приобщения детей к культуре и традициям родного народа; действенным методом духовно-нравственного воспитания. Народные игры дают возможность усвоить общечеловеческие ценности, служат средством к познанию окружающего мира, способствуют эмоциональному положительному овладению родной речью.
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В рамках работы по самообразованию «Развитие речи детей 2-3 лет средства-ми малых фольклорных жанров» важное место отводится пальчиковым, подвижным и хороводным играм, которые сопровождаются разнообразными движениями и стихами, песенками, потешками. Они лаконичны, выразительны и доступны, быстро запоминаются и с удовольствием воспроизводятся детьми.
В пальчиковых играх «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Семья» движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами, малыш испытывает радость от контакта с взрослым.
Игры-забавы «По кочкам, по кочкам», «Еду, еду к бабе, к деду» помогают разнообразить игровое взаимодействие с ребенком. Например, в игре «Цап» сажаем ребенка рядом с собой, берем раскрытую ладошку малыша своей рукой, а другой водим по ней пальцем, приговаривая: «На горе стояли зайцы и кричали: "Прячьте пальцы! Цап!”». С последним словом сжимаем ладошку ребенка.
Хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются шагом по кругу под пение песен. В хоровод включаются элементы драматического действия, а также элементы плясок, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы, присядки, кручения. Детям раннего возраста подходят хороводные игры «По ровненькой дорожке», «Каравай», «Огород», «Карусель», «Пузырь», «Матрешки», где они учатся вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом, учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия.
В основе подвижных игр для детей («У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Солнышко и дождик», «Кот и мыши» и др.) лежит действие, развивающееся в диалоге персонажей: людей, животных, птиц, причё м все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость.
Для организации детей на игру можно использовать такие приемы: начать иг-рать с 3-5 детьми, постепенно к играющим присоединяются остальные дети; при-влечь внимание с помощью колокольчика; взять в руки игрушку или надеть маску-шапочку и спросить: «Смотрите, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть», или «Сейчас я надену шапочку, и у нас будет зайчик. Хотите поиграть с ним?», или «Угадайте, кто прячется за моей спиной?». Эффективным приемом являются русские народные зазывалки, например:
Приглашаю детвору
На веселую игру,
А кого не примем –
За уши поднимем.
Уши будут красные,
До того прекрасные.
Объяснение игры должно быть кратким, понятным, эмоциональным, вырази-тельным. Важно интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей, например, о зайчиках, птичках сказать нежно, ласково, а о медведе, который пугает зайчиков, – низким грубым голосом. Произносить слова четко, не торопясь, делая акцент на последней фразе текста, если она служит сигналом к смене движений. Объяснение подвижной игры в младшей группе сопровождается с развертыванием самой игры. Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например, педагог – кот, все дети – мыши (игра «Кот и мыши»).
Игры детей младшего возраста сопровождаются стихами, песнями, речитати-вом, которые раскрывают содержание игры и ее правила, служат сигналом для начала и окончания действия, подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки»).
В процессе подвижной игры необходимо следить за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил большинства детей или слишком их возбужденное состояние являются признаками утомления. В этом случае игра прекращается и воспитанникам предлагается перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. По окончании игры детей нужно обязательно похвалить
Народные игры помогают облегчить процесс адаптации детей, совершенствовать двигательные навыки, выразительность движений, развивать воображение, внимание, фантазию, воспитывать активность.