Получи документы

Консультация для воспитателей «Жанры устного народного творчества»

Елена Больных
Консультация для воспитателей «Жанры устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы

Устное народное творчество сохраняет в своей основе мифопоэтическое чувство мира. Поэтому его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими видами народного искусства (музыкальным фольклорам, декоративно-прикладным) и тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру устного народного творчества. Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно шире, комплексно. Причем, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью народного фольклора, важно не только, чтобы оно было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Темочки:

Жанры устного народного творчества

Колыбельные песни: в народе зовут байками. Старинное значение этого слова - шептать, заговаривать. Колыбельные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Здесь сказались врожденное материнское чувство и органически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной, игривой форме все, чем живет обычно мать, - ее радости, заботы, ее думы о младенце, мечты о будущем. Слов-понятий в колыбельной обычно немного - лишь те, без которых первичное познание мира невозможно. Слова эти дают и первые навыки родной речи. Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой качания колыбели.

Прибаутки - это песенные или речитативные произведения, исполняемые взрослыми для детей. Последний признак роднит их с колыбельными, пестушками, потешками, поэтому прибаутки относятся к поэзии пестования. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Ласковым говорком нанизывается хитроумная рифмованная цепь смешных эпизодов, нелепых ситуаций, привлекательных для ребенка образов домашних и диких животных, птиц, насекомых. Движение - основа образ-системы прибауток, дается резкая смена одной картины другой из строки в строку. К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши - особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений.

Пестушки - в центре пестушек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки получили свое название от слова «пестовать» - нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движение детей. Здесь важное значение имеет ритм.

Потешки - пестушки незаметно переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх есть нередко «педагогическое» наставление «урок».

Считалки - это веселые, ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начина игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. Считалка нередко напоминают бессвязную речь взволнованного, обиженного ребенка, так что, кажущаяся бессвязность или бессмысленность считалок психологически объяснима. Таким образом, считалка и по форме, и по содержанию отражает психологические особенности возраста.

Игровые припевы, приговоры - ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий. Игровое действие унаследовало свои формы, правила и порядок от древних языческих игрищ в честь Костромы, Коляды, Ярилы.

Поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. Лишена обобщенного поучительного смысла.

Загадки - указание на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами они и основаны.

Сказки - придуманные различные волшебные истории, обычно заканчиваются хорошо.

Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящимся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь. Я полностью согласна с данным мнением и считаю, что русские народные сказки, потешки, прибаутки - наиболее интересны и актуальны для дошкольников, фольклорные жанры, которые можно считать оптимальным содержанием художественно-речевой деятельности. А именно в данных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а также для речевого самовыражения ребенка. Это сложный и длительный процесс, требующий педагогического воздействия и руководства.

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Выставка народного творчества на Дону»Фоторепортаж «Выставка народного творчества на Дону» 5 апреля 2019 года в нашем районном доме культуры проходила выставка «2019г. - год народного творчества на Дону». Про выставку узнала от.

Фотоотчёт «Неделя народного творчества»Фотоотчёт «Неделя народного творчества» Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления»Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект на каникулярной неделе «Чудесный мир народного творчества» Воспитатели Жеребцова В. Г; Мазакина Н. В. Слайд 1 Проект на каникулярной неделе: «Чудесный мир народного творчества». Слайд 2 Процесс познания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Жанры устного народного творчества»
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 14:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Жанры устного народного творчества»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Больных (УИ 344924) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД