Елена Больных
Консультация для воспитателей «Жанры устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Устное народное творчество сохраняет в своей основе мифопоэтическое чувство мира. Поэтому его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими видами народного искусства (музыкальным фольклорам, декоративно-прикладным) и тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру устного народного творчества. Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно шире, комплексно. Причем, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью народного фольклора, важно не только, чтобы оно было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Жанры устного народного творчества
Колыбельные песни: в народе зовут байками. Старинное значение этого слова - шептать, заговаривать. Колыбельные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Здесь сказались врожденное материнское чувство и органически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной, игривой форме все, чем живет обычно мать, - ее радости, заботы, ее думы о младенце, мечты о будущем. Слов-понятий в колыбельной обычно немного - лишь те, без которых первичное познание мира невозможно. Слова эти дают и первые навыки родной речи. Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой качания колыбели.
Прибаутки - это песенные или речитативные произведения, исполняемые взрослыми для детей. Последний признак роднит их с колыбельными, пестушками, потешками, поэтому прибаутки относятся к поэзии пестования. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Ласковым говорком нанизывается хитроумная рифмованная цепь смешных эпизодов, нелепых ситуаций, привлекательных для ребенка образов домашних и диких животных, птиц, насекомых. Движение - основа образ-системы прибауток, дается резкая смена одной картины другой из строки в строку. К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши - особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений.
Пестушки - в центре пестушек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки получили свое название от слова «пестовать» - нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движение детей. Здесь важное значение имеет ритм.
Потешки - пестушки незаметно переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх есть нередко «педагогическое» наставление «урок».
Считалки - это веселые, ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начина игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. Считалка нередко напоминают бессвязную речь взволнованного, обиженного ребенка, так что, кажущаяся бессвязность или бессмысленность считалок психологически объяснима. Таким образом, считалка и по форме, и по содержанию отражает психологические особенности возраста.
Игровые припевы, приговоры - ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий. Игровое действие унаследовало свои формы, правила и порядок от древних языческих игрищ в честь Костромы, Коляды, Ярилы.
Поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. Лишена обобщенного поучительного смысла.
Загадки - указание на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами они и основаны.
Сказки - придуманные различные волшебные истории, обычно заканчиваются хорошо.
Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящимся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь. Я полностью согласна с данным мнением и считаю, что русские народные сказки, потешки, прибаутки - наиболее интересны и актуальны для дошкольников, фольклорные жанры, которые можно считать оптимальным содержанием художественно-речевой деятельности. А именно в данных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а также для речевого самовыражения ребенка. Это сложный и длительный процесс, требующий педагогического воздействия и руководства.