Ирина Лебедева
Консультация для воспитателей воспитатель «Методика проведения театрализованных занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация «Консультация для воспитателей воспитатель „Методика проведения театрализованных занятий“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Содержание театрализованных занятий включает в себя :
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры – драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения на формирование выразительности исполнения;
- упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Хочется отметить, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. То есть эти занятия должны достигать три основные цели:
1. развитие речи и театрально-исполнительской деятельности
2. создание атмосферы творчества
3. социально – эмоциональное развитие детей.
Поэтому содержание таких занятий является не только знакомством с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, т. е. со знаками визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Воспитатель должен строго следить, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя. Нельзя на театральных занятиях разделять детей на артистов и зрителей, т. е. постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как играют другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети боялись «выйти на сцену». Поэтому, предлагая сыграть или показать что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретного ребенка.
Как должна проходить подготовка к театрализованной деятельности?
В несколько этапов:
1. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.
2. При чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
3. Воспитатель должен видеть и понять, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, и помочь ему полнее выразить свои чувства.
4. Как должен реагировать воспитатель на эмоциональную активность детей во время чтения произведения или просмотра видеофильма?
Нельзя делать детям замечания, призывать их слушать тихо. Это помешает им полноценно переживать события сказки. Для развития у детей внимания слушать и запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа: «Ты с этим согласен?». Например, воспитатель читает отрывок из сказки, спрашивает: «Вы согласны, что эта песня принадлежит Волку, а не Козе? Почему вы так думаете?» и т. д.
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы по произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинке (Что с ним? Почему он плачет? и т. д.).
Произведение прочитали, иллюстрации рассмотрели. Что дальше?
После беседы о прочитанном (или рассказанном) необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем вначале нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше.
Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения.
Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:
- во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
- в средней группе обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме);
- в старшей группе совершенствовать художественно – образные исполнительские умения;
- в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительных речевых и пантомимических действиях.
Как обучать на театрализованных занятиях средствам речевой выразительности?
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые детьми сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и представляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима). Вначале фрагменты сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагаю попроситься в теремок как лягушка или медведь, после чего спрашиваю, кто из детей был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.
В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действия за каждого и т. д.
Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
В старших группах при обучении детей средствам речевой выразительности я использую более сложные упражнения. Например, предлагаю детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др. (приветливо, небрежно, просящее, требовательно) или привлекаю внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово) : «Дай мне куклу», «Мама пришла за Леной» и т. д. Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить какое-либо задание детям, я неоднократно упражняюсь сама. Выполнение таких упражнений закономерно привело меня к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.
Для решения этой задачи использутся задания типа «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам, читаю произведения, смотрю и обсуждаю кукольные спектакли, в которых ярко отражены разные состояния (С. Маршак «Котята», Л. Толстой «Лев и собачка», «Птичка», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Н. Носов «Живая шляпа» и др., организовываем дискуссии по рассказам из личного опыта, прослушиваем музыкальные произведения (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла» и др., используем упражнения типа «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда …» и т. д. При этом веду себя тактично, придерживаюсь чувства меры. И моменты фиксации эмоциональных состояний проходят естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаются в уроки мимики.
Я предлагаю детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например. Предлагаю изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя. Хорошо, если одну и ту же сценку проигрывает несколько детей (или несколько пар). При этом я не спрашиваю у детей, у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого получилось похоже и почему.
Особое внимание детей обращаю на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями).
схематическим картинкам, которые рисуются в ходе совместного обсуждения, или когда один ребенок рассказывает, а другие (3-5 человек) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям.
Таким образом, театрализованные занятия включают как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).