Надежда Орлова
Консультация для воспитателей «Веселые игры со звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
«ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ СО ЗВУКАМИ»
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Я часто задаю себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал.
Публикация «Консультация для воспитателей „Веселые игры со звуками“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи : в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи дошкольников. Цель игровых комплексов: с помощью игровой мотивации облегчить и процесс автоматизации звуков в речи детей.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.
Это позволяет решить сразу несколько задач:
• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
• увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Работу над автоматизацией звуков я веду поэтапно : от простого к сложному. Сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.
Наиболее сложной в работе с детьми является автоматизация слога. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака рычит, то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие.
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. По моему мнению, использование игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно подружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков я провожу сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и наглядное пособие “Весёлый Язычок”.
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я использую:
• «Волшебную палочку», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
• Упражнение “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребё нок проговаривает заданный слог 5 раз:
РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО РУ-РУ-РУ-РУ-РУ, РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
• Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
• Игры “Гласные звуки пришли в гости к согласному”, когда “звуковые человечки” встают рядом и получается слог (дети самостоятельно проводят синтез слога из звуков, а затем подружившиеся звуки – слоги могут пройти по “Звуковой дорожке”, встретится с другим слогом.
При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры :
• “Рыбалка”, в аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.
• “Веер”, на каждом пёрышке которого наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, но и развивает память – нужно запомнить и повторить слова в их разных сочетаниях.
• Построй домик” из кирпичиков, на которых предметные картинки с заданным звуком и со звуками близкими ему по артикуляции, позволяет проводить одновременно с автоматизацией заданного звука его дифференциацию с другими звуками. Ведь нужно выбирать только кирпичики с нужным звуком и объяснить, почему другие кирпичики не пригодились.
• “Собери цветочек” (выбирая лепестки со звуком Р,
• “Солнышко” (подбирая лучики со звуком Ш,
• “Собери бусы” (нанизывая бусинки со звуком Л,
• “Собери грибы в корзинку” (со звуком Ж,
• “Украсим ёлочку”,
• “Веселый урожай” (выложить название овоща или фрукта на заданный звук,
• «Живое слово» — где дети — это звуки, и найти пропавший звук намного легче.
• “Волшебная карусель”. Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символа звуков, ребёнку нужно придумать слова, начинающиеся на этот звук, слова в которых есть этот звук.
• “Магазин”. В ходе игры дети “покупают” предметы (предметные картинка) на деньги-символы звуков.
• “Ворота”. Дети руками перед грудью изображают закрытые ворота. Во “двор” можно “пропускать” только слова с заданным звуком. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они “пропустили во двор” и др.
Я заметила, что очень помогают в работе по автоматизации слога и слова игры с предметами, шариками, лентами, колокольчиком, с мячами или колечками су-джок…
• «Кнопочки» Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т. д.). Сколько кнопочек – столько повторов.
• «Песочные часы» Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
• «Колокольчик» Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
• «Шарик» Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
• «Волшебная веревочка» Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
• «Лабиринт» По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
• «Заборчик» Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
• «Дорожка» Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.
• «Узоры» Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.
• «Су-джок» Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
• «Пирамидка» Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
• «Часики» Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.
• «Бусы» Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
• «Тихо-громко» Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.
Работая над автоматизацией звука в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными”. На этом этапе автоматизации “приходят” на занятия гости, чаще почтальон, попугай Кеша, которые становятся героями игр- путешествий, игр – драматизаций и т. д. Герои всё время ошибаются – в их предложениях слова не дружат, а детям всё приходится исправлять.
Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна!
Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.
Список литературы:
1. Епифанова О. В. Автоматизация звуков : учебно – игровые артикуляционные упражнения для занятий с дошкольниками – Волгоград: Учитель, 2011. – с. 3 – 16
2. Костылева Н. Ю. Автоматизация звуков : как скучное сделать интересным // Логопед. – 2008. - № 2. – с. 74 – 77
3. Флерова Ж. М. Логопедия. – Ростов н/ Д: Феникс, 2000. – с. 8 – 11
4. Шичанина О. В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Логопед. – 2005. - № 5. – с. 96 - 99