Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Веселые игры со звуками»

Надежда Орлова
Консультация для воспитателей «Веселые игры со звуками»
▼ Скачать + Заказать документы

«ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ СО ЗВУКАМИ»

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Я часто задаю себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал.

Темочки:

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи : в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи дошкольников. Цель игровых комплексов: с помощью игровой мотивации облегчить и процесс автоматизации звуков в речи детей.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.

Это позволяет решить сразу несколько задач:

• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

• повысить познавательную активность и работоспособность детей;

• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

• увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Работу над автоматизацией звуков я веду поэтапно : от простого к сложному. Сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.

Наиболее сложной в работе с детьми является автоматизация слога. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака рычит, то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. По моему мнению, использование игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно подружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков я провожу сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и наглядное пособие “Весёлый Язычок”.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я использую:

«Волшебную палочку», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.

• Упражнение “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребё нок проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО РУ-РУ-РУ-РУ-РУ, РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

• Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Игры “Гласные звуки пришли в гости к согласному”, когда “звуковые человечки” встают рядом и получается слог (дети самостоятельно проводят синтез слога из звуков, а затем подружившиеся звуки – слоги могут пройти по “Звуковой дорожке”, встретится с другим слогом.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры :

• “Рыбалка”, в аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.

• “Веер”, на каждом пёрышке которого наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, но и развивает память – нужно запомнить и повторить слова в их разных сочетаниях.

• Построй домик” из кирпичиков, на которых предметные картинки с заданным звуком и со звуками близкими ему по артикуляции, позволяет проводить одновременно с автоматизацией заданного звука его дифференциацию с другими звуками. Ведь нужно выбирать только кирпичики с нужным звуком и объяснить, почему другие кирпичики не пригодились.

• “Собери цветочек” (выбирая лепестки со звуком Р,

• “Солнышко” (подбирая лучики со звуком Ш,

• “Собери бусы” (нанизывая бусинки со звуком Л,

• “Собери грибы в корзинку” (со звуком Ж,

• “Украсим ёлочку”,

• “Веселый урожай” (выложить название овоща или фрукта на заданный звук,

«Живое слово» — где дети — это звуки, и найти пропавший звук намного легче.

• “Волшебная карусель”. Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символа звуков, ребёнку нужно придумать слова, начинающиеся на этот звук, слова в которых есть этот звук.

• “Магазин”. В ходе игры дети “покупают” предметы (предметные картинка) на деньги-символы звуков.

• “Ворота”. Дети руками перед грудью изображают закрытые ворота. Во “двор” можно “пропускать” только слова с заданным звуком. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они “пропустили во двор” и др.

Я заметила, что очень помогают в работе по автоматизации слога и слова игры с предметами, шариками, лентами, колокольчиком, с мячами или колечками су-джок…

«Кнопочки» Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т. д.). Сколько кнопочек – столько повторов.

«Песочные часы» Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).

«Колокольчик» Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

«Шарик» Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.

«Волшебная веревочка» Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

«Лабиринт» По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

«Заборчик» Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.

«Дорожка» Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

«Узоры» Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

«Су-джок» Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

«Пирамидка» Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

«Часики» Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.

«Бусы» Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

«Тихо-громко» Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.

Работая над автоматизацией звука в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными”. На этом этапе автоматизации “приходят” на занятия гости, чаще почтальон, попугай Кеша, которые становятся героями игр- путешествий, игр – драматизаций и т. д. Герои всё время ошибаются – в их предложениях слова не дружат, а детям всё приходится исправлять.

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна!

Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

Список литературы:

1. Епифанова О. В. Автоматизация звуков : учебно – игровые артикуляционные упражнения для занятий с дошкольниками – Волгоград: Учитель, 2011. – с. 3 – 16

2. Костылева Н. Ю. Автоматизация звуков : как скучное сделать интересным // Логопед. – 2008. - № 2. – с. 74 – 77

3. Флерова Ж. М. Логопедия. – Ростов н/ Д: Феникс, 2000. – с. 8 – 11

4. Шичанина О. В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Логопед. – 2005. - № 5. – с. 96 - 99

Публикации по теме:

Дидактические игры со звуками и буквами для старших дошкольниковДидактические игры со звуками и буквами для старших дошкольников Возраст: 5-7 лет. Дидактическая игра «Как зовут ребят?» Цель: продолжать учить детей выделять первый звук в словах и составлять из них.

Консультация для родителей и педагогов «Веселые игры на улице» Зима,снег- самое время для активных развлечений. Давайте составим детям компанию!Имеет смысл максимально использовать все прелести этого.

Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет»Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет» Ирина Боткарёва Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4-5лет. На.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша» Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников. Способности - это индивидуальные психологические.

Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками»Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками» Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками» Кубики – одна из любимых первых игрушек детей. Эти игрушки безопасные, простые.

Консультация для воспитателей «Настольные игры-театрализации»Консультация для воспитателей «Настольные игры-театрализации» Детство каждого счастливого маленького человечка наполнено общением с любящим его взрослыми. Которые снова и снова рассказывают ему добрые.

Консультация для воспитателей «Рисуем» картину звуками»Консультация для воспитателей «Рисуем» картину звуками» Дети – прирождённые художники, так утверждают учёные. В своих рисунках они увлечённо отображают своё восприятие мира. Необходимо расширять.

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры»Консультация для воспитателей «Театрализованные игры» 27 марта - Международный День театра!Почему, на мой взгляд, возникла необходимость поговорить о театрализованных и театральных играх? Потому.

Консультация для воспитателей «Выбираем игры детям»Консультация для воспитателей «Выбираем игры детям» В развитии и воспитании детей огромную роль уделяют игре. Игра-это важнейший и главный вид деятельности. Она необходима для нормального развития.

Консультация «Веселые, развивающие игры с валентинками»Консультация «Веселые, развивающие игры с валентинками» Для воспитания внимательного отношения к близким, интереса к празднику всех влюбленных можно изготовить с детьми забавных человечков из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Веселые игры со звуками»
Опубликовано: 23 марта 2021 в 17:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Веселые игры со звуками»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Орлова (УИ 727892) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД