Смольнякова Юлия
Консультация для воспитателей «В детском саду театрализованные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная игра как один из ее видов деятельности является эффективным средством социализации ребенка в процессе усвоения им фольклорного и литературного произведения. Игра - это способ выражения ребенком своих впечатлений, выражений, знаний и эмоций. Эмоциональное развитие ребенка осуществляется через театрализованную игру. В зависимости от произведения дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Значение театрализованной игры для речевого развития у детей совершенствование диалогов и монологов, усвоения выразительности речи. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации дошкольника.
Публикация «Консультация для воспитателей „В детском саду театрализованные игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Особенностями театрализованных игр является фольклорная и литературная основа их содержания и наличия зрителя. разделить
Можно разделить на две основные группы. Драматизации и режиссерские
каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.
В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве Артиста, самостоятельно создает образ средствами выразительности. Видами драматизации являются игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям, игры импровизации с разыгрыванием сюжета или нескольких сюжетов без предварительной подготовки.
В режиссерской игре артистами являются игрушки и заместители, а ребенок, организуя деятельность как сценарист и режиссер, управляет артистами. Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду. Это настольный, плоскостной и объемный, кукольный бибабо, пальчиковый, марионеток и т. д.
Театрализованная деятельность - это творчество проявляются в трех направлениях.
Во-первых, в создании драматического содержания, то есть в интерпретации, переосмыслении литературного текста сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, то есть в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности, интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
В-третьих, в оформлении спектакля – в создании подбор, изготовление, нестандартное использование декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин театрально игровая деятельность.
Содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста цели и задачи.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка. Игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений. Игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя. От игры, в которой центром является артист, к игре, в которой представлен комплекс позиций артист, режиссер, сценарист, оформитель, костюмер. От театрализованной игры к театрально игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Содержание работы и задачи.
Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.
Аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, то есть знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, и основания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства. Драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и т. д.
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально игрового опыта за счет усвоения разных видов игры драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с разнообразными игровыми этюдами, играми импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе коллажа из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и так далее. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с живой рукой, тростевых кукол. Постановки усложняются с текстом. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки басни о животных «Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова. Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазерные планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры с продолжением. Они усваивают и новую для себя игру. В театре, предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя умного, доброго советчика.
Вторая группа предполагает углубление позиции артист, развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции режиссер сценарист, что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку освоить некоторыми умениями оформителя костюмера, то есть способностью обозначать место сцены и зрительного зала, отбирать, творчески использовать предметы заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения.
Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу переход из игрового плана в план реальных отношений и при анализе результатов театрализованной постановки. Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что лучшая импровизация всегда подготовлена. Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок. В театрализованной игре решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.