Любовь Розенталь
Консультация для воспитателей «Сопровождение гиперактивных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Сопровождение гиперактивных детей»
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте до 10 лет.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сопровождение гиперактивных детей“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Работа по сопровождению дошкольника с гиперактивностью должна проводиться комплексно. На первый план здесь выступает скоординированность всех участников процесса сопровождения, выработка единого подхода, одинаковое понимание сути проблемы. В ходе сопровождения необходимо объединять и правильно сочетать различные подходы (медицинский, психолого-педагогический, «родительский»). Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические
коррекционные программы.
Необходимыми условиями успешности сопровождения ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи. Взрослый должен быть готов к длительной работе, а не к быстрому результату, хотя при уравновешенном подходе первые результаты могут стать заметными достаточно скоро.
Необходимым моментом коррекции гиперактивности служит изменение окружения ребенка в детском саду и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций.
При работе с гиперактивными детьми воспитателю следует пользоваться следующими рекомендациями:
1. Изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Очень важно глубоко изучить индивидуальные предпочтения ребенка (цветовой, формообразующей, звуковой среды, фольклора, творческих и бытовых занятий, литературы, области физической культуры, продуктов питания, характера любимых ландшафтов, климата). Составить представления о том виде деятельности, который в силу предпочтения его ребенком компенсаторно тренирует у него фиксацию внимания, снимает гипермоторные проявления и импульсивность. Далее необходимо с опорой на сильную мотивацию ребенка развивать у него поисковую активность в предпочитаемой сфере, ориентацию на действие при положительном эмоциональном подкреплении, внутренний локус контроля.
2. Работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально.
3. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ.
4. Научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных.
5. Во всем у ребенка должен быть четкий распорядок, режим.
6. Занимайтесь с ребенком в начале дня, а не вечером.
7. Расписание занятий должно постоянным.
8. Уменьшите рабочую нагрузку ребенка
9. Не следует заставлять гиперактивного ребенка заниматься больше, чем он может. Например, если все дети могут продуктивно заниматься определенной деятельностью в течение 20 минут, а гиперактивный ребенок утомляется через 10 минут, то лучше включить его в другой вид деятельности (попросить полить цветы, сложить карандаши и т. д.). Если после этого он почувствует силы продолжить прерванную работу, то это вполне возможно.
10. Разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 10-15 минут вставать и ходить в конце комнаты.
11. Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло : вымыть доску, раздать тетради и т. д.
12. Ребенка лучше посадить рядом с воспитателем : время от времени можно положить руку на плечо ребенка, так как любые тактильные ощущения помогают гиперактивным детям сконцентрировать внимание. Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте.
13. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами педагога в среднем ряду, прямо у доски.
14. Стройте процесс обучения на положительных эмоциях.
15. Во время занятий ограничивайте до минимума отвлекающие факторы. На рабочем месте ребенка должно быть минимальное количество отвлекающих его внимание предметов.
16. Давайте задания в соответствии со способностями ребенка.
17. Одновременно должно выдаваться только одно задание.
18. Инструкции, которые воспитатель дает ребенку, должны быть конкретными и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, четко дать задание, установить правила и последствия их выполнения и невыполнения. Все устные инструкции должны быть продублированы в письменном виде (если ребенок маленький, то и в этом случае можно помочь ему с помощью рисунков, цветных фишек и т. д., которые помогают ему выстроить последовательность действий).
19. Большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них.
20. Для более эффективной работы можно заранее обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать при выполнении задания.
21. Старайтесь быть рядом с ребенком, когда он выполняет какое-
либо задание.
22. Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
23. Не требуйте от ребенка большой аккуратности при выполнении заданий в начале коррекционного пути. Таким образом способствовать формированию чувства успеха. Дети должны получать удовольствие от выполненного задания, у них должна повышаться самооценка.
24. Гиперактивным детям сложно быстро переключиться по требованию взрослого с одного вида деятельности на другой. Помогите ему, выработав, например, конкретные правила поведения и работы. Эти правила обозначаются символами, пиктограммами и по мере необходимости предъявляются дошкольнику. С ребенком заранее обговаривается их содержание и область применения. Однако следует объяснить ребенку: если он нарушит правило — не все потеряно.
25. Если вы запланировали игровую форму занятия, для ребенка с СДВГ нужно изначально предусмотреть роль наблюдателя, судьи, подсчитывающего очки.
26. Нежелательно участие такого ребенка в играх, соревнованиях и на занятиях физкультуры.
27. Физическая нагрузка на ребенка должна быть слабой и средней интенсивности, но длительная по времени (бег трусцой на длинные дистанции, плавание, работа на велотренажерах, чтобы к концу занятий ребенок бы падал от усталости.
28. Избегайте слов «нельзя» и «нет», так как ребенок чаще не в силах «затормозиться».
29. Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Например, выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на награды (лучше не материальные) : право идти на прогулку в первой паре, раздавать детям игрушки, альбомы, карандаши и т. д. Чаще хвалите ребенка.
30. Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний.
31. Постарайтесь быть экспрессивным, театральным воспитателем : необычность
в поведении педагога может помочь ребенку сконцентрировать
внимание.
32. По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка. Прежде чем реагировать на неприятный поступок, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).
33. Помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его.
34. Стараться все задания давать на развитие поисковой активности, творчества.
35. Учить способам отреагирования стрессов через творчество. Способствуйте элиминации агрессии ребенка.
36. Регулируйте взаимоотношения ребенка со сверстниками.
37. Обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.