Юлия Зафесова
Тактика поведения взрослых в отношении гиперактивных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Активные, шумные, подвижные, их называют «шустриками». Жизнь этих детей сопровождается постоянными раздраженными замечаниями взрослых : «Ты куда, слезь, не бегай, обойди лужу, оставь в покое кошку»! Находясь в постоянном движении, они обязательно обо что-то стукаются, набивают синяки и тут же о них забывают (т. к. снижен болевой порог).
В основе такого поведения лежат врожденные нарушения деятельности ЦНС, минимальные поражения головного мозга, родовые травмы, кислородное голодание плода во время беременности. Эти нарушения проявляются уже на первом году жизни, сказываются до 12 лет, но наиболее остро проявляются в дошкольном возрасте. Пик приходится на 6-7 лет. По данным медиков, такие отклонения наблюдаются у каждого 5-6 го ребенка, чаще у мальчиков. Неусидчивость и отвлекаемость, неумение довести работу до конца становятся большой проблемой на этапе подготовки к школе, когда взрослые оказывают все большее давление. Собственные неудачи и недовольство окружающих только ухудшают состояние ребенка.
Публикация «Тактика поведения взрослых в отношении гиперактивных детей» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Такие признаки, как двигательное беспокойство, расторможенность, плохой сон, чрезмерная подвижность, неспособность к точным движениям, невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, свидетельствуют о специфическом нарушении психического здоровья - синдроме дефицита внимания или гиперкинетическом синдроме детского возраста.
СДВГ в последней медицинской классификации определен, как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходима специальная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение. Что должно насторожить в поведении ребенка :
Беспокойные движения рук и ног.
Сидя на стуле, часто крутится, меняет позы, что-то вертит в руках, особенно во время занятий. От статической позы быстро устает и педагог тратит массу усилий, чтобы удержать его за столом.
Легко отвлекается на посторонние раздражители, поэтому знания плохо усваиваются.
Не может подчиняться правилам, не может ждать, мешает другим детям.
Много разговаривает и не слышит обращенную к нему речь.
Часто теряет вещи.
Большинство несчастных случаев происходит с такими детьми, у них почти отсутствует чувство самосохранения.
Самое главное в работе с такими детьми понять, что необычное поведение не их вина, не результат плохого характера, не упрямство, которое нужно сломить или искоренить. Эту особенность ребенка нужно принять, как бы сильно она не раздражала. Чтобы снизить врожденную возбудимость (после консультации с невропатологом) родители могут использовать траволечение, массаж, ванны с солями и травами, аромотерапию.
Для «шустриков» наиболее актуальна задача умственного развития. Хотя они казалось бы всем интересуются, задают массу вопросов; ответов они не слышат, не успевают услышать. Новые впечатления, сменяя друг друга не успевают откладываться, не выстраиваются в систему. Задача взрослых, прежде всего родителей, научить детей задавать вопросы : почему? Что будет если? Зачем? И обдумывать ответы.
Ведущим типом мышления у «шустриков» до 6-8 лет остается наглядно-действенное, т. е. чтобы понять, им необходимо потрогать и подвигать предмет, подержать его в руках. Только осуществляя практические действия, они могут представить себе его результат. А мысленно планировать действия и представлять их последствия они не могут. Целостное задание для такого ребенка распадается на отдельные действия, из которых он видит, от силы, первых два. Это и определяет беспорядочный ход выполнения. Поэтому необходимо давать конкретную, короткую инструкцию, обеспечивать двигательную нагрузку и только после этого предлагать занятия, требующие усидчивости - интеллектуальные игры и упражнения, задания на развитие графических навыков, настольно-печатные игры, для нескольких участников. Даже если задание выполнено неаккуратно, нельзя давать отрицательную оценку, нужно похвалить уже за то, что довел работу до конца.
Гиперактивные дети не способны выполнять задания с отдаленным результатом ( например: посадить семена и ждать всходы, или выполнять постройку с большим количеством деталей). Они могут несколько раз менять замысел: это башня, нет ракета, нет дворец… Не могут работать по образцу, с ними все надо делать вместе:
Обсудить цель;
Проговорить действия ведущие к ней.
Важно, чтобы ребенок как можно больше действовал руками, ощупывал, примерял, сравнивал, только после этих действий делал вывод.
Наглядно-образное, а тем более словесно-логическое мышление у них не развито. На пике гиперактивности, в 6-7 лет нежелательно отдавать в школу. К восьми годам они способны учиться успешнее, т. к. происходит дозревание мозговых структур, растет степень адаптированности нервных процессов. Вряд ли «шустрик» когда-нибудь станет рассудительным, задумчивым, но по крайней мере научится предвидеть последствия своих поступков. Если не заниматься целенаправленно с гиперактивными детьми развитием познавательных процессов к 12-13 годам последствия расторможенности станут необратимыми, возможно асоциальное поведение.
Рекомендации родителям и воспитателям:
Хвалить всегда, когда заслуживают, они не слышат выговоров.
Не наказывать (безрезультатно).
Избегать запретов, рассказывать о том, что можно делать.
Поручать домашние дела, за которые он отвечает (за качество не ругать).
Оценивать «здесь и сейчас».
Сравнивать с ним самим.
Необходим четкий распорядок дня.
Избегать мест скопления людей.
Не ждать, что будет хорошо учиться по всем предметам.
Сбалансировать питание, снизить процент углеводов.