Оксана Решетиленко
Консультация для воспитателей «Социально-эмоциональное развитие ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-эмоциональное развитие ребёнка
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
Публикация «Консультация для воспитателей „Социально-эмоциональное развитие ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
С самого раннего возраста ребёнок включается в систему взаимодействий с другими людьми. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нём осуществляется коммуни- кативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима (позы). Ещё не владея разговорной речью, ребёнок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса.
Возникновение первичных этических представлений является результатом усвоения образцов поведения, подкрепленным их положительной оценкой со стороны взрослых. Взрослый продолжает оставаться для ребёнка центром любой ситуации. Хорошие взаимоотношения с ним составляют основу для переживания ребёнком эмоционального благополучия. Неодобрение, наказание, отказ от контактов воспринимаются им крайне тяжело.
Большое значение для усвоения этических норм в этом возрасте имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усваивают типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений. Так у детей формируются представления о том, что хорошо и что плохо; что можно делать, а чего нельзя; как следует вести себя с другими людьми и как оценивать свои собственные поступки.
Уже в дошкольном возрасте каждый ребёнок – это индивидуальность со своими чувствами, переживаниями. Именно поэтому общепринятые нормы и правила воспринимаются и усваиваются детьми по разному. Таким образом, восприятие ребёнком внешнего мира, его активность и устремления всегда пристрастны, так как зависят от его желаний, интересов, потребностей, настроения.
Эмоции представляют собой пристрастное отношение человека к окружающему миру и к тому, что с ним происходит.
Чувства, как эмоции, не бывают абстрактными: они всегда имеют отношение к тому или чему-либо. Так, например, нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, семье, к самому себе. Таким образом, совокупность человеческих чувств – это совокупность отношений человека к миру и прежде всего к другим людям в живой непосредственной форме личного переживания. С другой стороны, чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, они регулируются общественными нормами, правилами, обычаями, традициями.
Психологические исследования показывают, что первоначально моральные представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к людям или персонажам литературных произведений. И лишь в старшем дошкольном возрасте ребёнок, следуя оценкам взрослых, начинает оценивать самого себя, своё поведение с точки зрения тех правил и норм, которые он усвоил.
Если ребёнок в детстве постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение непризнанности другими. Это может сопровождаться постоянным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других. Заниженная самооценка может в будущем привести к недостаточному использованию человеком своего внутреннего потенциала, способностей и возможностей.
Представление ребёнка о себе так же может быть нереалистичным, приукрашенным. Такие дети полагают, что они лучше других, считают, что им все по силам. Завышенная самооценка может отрицательно влиять на восприятие ребёнком чувств, мнений, желаний других. Став взрослыми, такие люди не будут располагать к общению, а их излишняя самоуверенность может повлечь безответственные и даже опасные для них самих действия и поступки.
У ребёнка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха и соответственно – стремление избежать принятие решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания и чувства.
Адекватная самооценка и уверенность в себе базируется на осознании ребёнком того, что он похож, но в то же время отличается от других людей. Эти различия зависят от пола, возраста, особенностей, национальной принадлежности и т. д. Различия могут быть не только внешними, но и внутренними, например, различия во вкусах, мнениях.
Таким образом, уверенность в себе определяется положительным самовосприятием ребёнка, то есть приятием себя таким, какой он есть.
Уже в достаточно раннем возрасте у детей наблюдается социальная восприимчи- вость по отношению к взрослым. Порой даже по незначительным деталям (тембр голоса, выражение лица, глаз) дети замечают изменение настроения, эмоционального состояния, могут даже почувствовать намерения взрослого человека. В то же время по отношению к сверстникам они, как правило, сохраняют эгоцентричную позицию, которую им можно и нужно помочь преодолеть.
Социально – эмоциональное развитие ребёнка – сложный и многоплановый процесс. Главным условием успеха педагогических усилий в таком деликатном деле, как социально – эмоциональное развитие ребёнка, являются позитивные образцы вашего собственного поведения.