Котова Анастасия
Консультация для воспитателей «Самообразование — повышение профессиональной компетенции педагога»
Современная система образования требует от воспитателей постоянного совершенствования своих знаний, что связано с активной модернизацией образовательного процесса. Новые нормативные требования к структуре и условиям реализации образовательных программ дошкольного образования напрямую влияют на работу педагогов, которые должны адаптироваться к изменяющимся условиям. Одним из ключевых показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию.
Публикация «Консультация для воспитателей „Самообразование — повышение профессиональной компетенции педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Самообразование представляет собой целенаправленную деятельность педагога, направленную на расширение и углубление теоретических знаний, улучшение имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков в соответствии с современными требованиями педагогической и психологической науки. В течение учебного года воспитатель должен углубленно работать над проблемой, которая вызывает у него затруднения или представляет особый интерес.
Самообразование воспитателей в дошкольных учреждениях многообразно и многопланово. Основные направления самообразования могут включать:
1. Ознакомление с новыми нормативными документами по дошкольному воспитанию.
2. Изучение учебной и научно-методической литературы.
3. Ознакомление с достижениями в области педагогики, детской психологии, анатомии и физиологии.
4. Изучение новых программ и педагогических технологий.
5. Ознакомление с передовым опытом дошкольных организаций.
6. Повышение общего культурного уровня.
План самообразования является важной частью дополнительного развития педагога. Однако многие воспитатели относятся к таким планам скептически, считая их «бумаготворчеством» и тратой времени, тогда как их основное желание — работать с детьми. Тем не менее, план помогает организовать деятельность воспитателя, отражает результаты его работы и позволяет выработать перспективы дальнейшего взаимодействия с детьми. В плане содержится программа методической деятельности на предстоящий учебный год.
Этапы работы над планом самообразования:
1. Обоснование выбора темы для работы.
2. Связь выбранной темы с основными задачами и целями функционирования дошкольной организации.
3. Предварительная работа, проведенная перед началом самообразования.
4. Изученные программы и методики, а также учтенные методические рекомендации.
5. Практическое применение теории: формы взаимодействия с детьми (на занятиях, вне занятий, совместные встречи с родителями и т. д.).
6. Собственные методические наработки, сделанные в ходе работы над темой.
7. Результаты работы по теме согласно диагностике.
8. Выводы и положительная динамика развития у детей.
9. Перспективы дальнейшей работы по теме и планы будущих разработок.
10. Подведение итогов самообразования.
Выбор темы:
При подготовке плана самообразования у воспитателя возникает множество вопросов, одной из которых является выбор темы. Часто методист или старший воспитатель предлагают тему, но ее можно выбрать и самостоятельно. Важно определить направление своего развития и самообразования на ближайшие годы. Вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в организации. Молодые специалисты с небольшим опытом могут оценить свою готовность к самообразованию с помощью карты Г. М. Коджаспировой.