Галина Емшанова
Консультация для воспитателей «С. Я. Маршак — больше, чем поэт!»
▼ Скачать + Заказать документы
Книги для детей не должны быть хуже «взрослых» произведений,
искусство, созданное для детей не должно быть второсортным
(С. Я. Маршак).
С. Я. Маршак – больше, чем поэт?» Давайте разберем это суждение…
Быстро меняется современный мир, сменяются даты и вехи, пробегают дни, как на одном дыхании, но навсегда остаются люди, которые внесли свой вклад и повлияли на всю последующую эпоху, на литературный мир! Вот таким великим, человеком своего времени является Самуил Яковлевич Маршак.
Публикация «Консультация для воспитателей „С, Я, Маршак — больше, чем поэт!“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
С. Я. Маршак поистине один из тех поэтов, которому мы обязаны появлением еще в СССР, а соответственно затем и в России, настоящей, живой, качественной, нашей дорогой и любимой детской литературы. Отрадно, что С. Я. Маршак стоял в свое время у истоков Детского государственного издательства «Детгиз» и, именно благодаря этому великому писателю, мы познакомились с творчеством Л. Пантелеева, Е. Чарушина, В. Бианки, Д. Хармса и Т. Богданович. Вспомните, ведь мы же не мыслили свое детство без чтения любимых книг! В вечернее время, да и не только, а очень часто, порой взахлеб зачитывались этими увлекательными проведениями, следили и переживали за приключениями художественных героев и за милых животных, попавших в сложную жизненную ситуацию!
Сам писатель всегда считал себя именно другом в среде подрастающего поколения – детей. Обращаясь к истории, мы видим, что уже после окончания гимназии, молодой человек, «безо всякой практической цели бывал в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх» (Источник Ietidor.ru).
На кануне первой мировой войны, когда в родной город С. Я. Маршака, Воронеж, свезли из прифронтовых областей детей-беженцев – он проявил свою большую отеческую заботу, собирая для них теплые одеяла, обувь и одежду.
Интересно, что сам С. Я. Маршак никогда не считал себя учителем-педагогом, но вся деятельность великого писателя свидетельствует об обратном – о самом, что ни наесть, серьезном и чутком отношении к маленькому человеку – ребенку, как к самостоятельной личности! Некоторые, ниже предлагаемые пункты, писатель рекомендовал брать на заметку взрослым.
Во-первых, писатель говорил, что «дети живут, а не готовятся жить» и для детского восприятия совершенно не годятся всякие заграничные повести, перекроенные на русский лад. Поэт выступал за то, что необходимо говорить ребенку правду! Он говорил, что подросток «заранее применяет на себе судьбы самых разных героев и задачи самых различных профессий».
Во-вторых, он утверждал, что сухая дидактическая и нравоучительная литература вредна и не нужна детям. Необходимо решать воспитательные задачи в широком смысле т. е. «направлять» ребенка в нужное русло аккуратно и создавать условия, при которых ребенку будет интересно.
В - третьих, С. Я. Маршак считал, что эффекты и литературные жеманства, также, как и готовые бездушные схемы не допустимы. Писатель жил вместе с детьми и восхищался их способностью мечтать и фантазировать. Конечно же, он безусловно верил, что дети способны переживать гораздо больше и сильнее, чем привыкли думать взрослые. И он всегда мечтал, что писать литературу для таких маленьких читателей –это «великая честь для наших литераторов» (Источник Ietidor.ru).
Вывод очевиден и основные выделенные пункты можно соотнести, безусловно, и к современному воспитанию подрастающего поколения.
Все мы с детства помним эти, быстро запоминающиеся, стихотворные сказки поэта! «Детки в клетке», «Пожар», «Багаж», «Почта», «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной» и многие другие. Они являются не только интересными, но и поучительными! Вот, еще один пример, Сказка «Двенадцать месяцев», когда королева написала в приказе «казнить» вместо «помиловать», потому, что это слово короче…Вот где ярко прослеживается линия эгоизма и невежества, зла. Вот с такими негативными качествами характера подчас боролись герои, показывая напротив примеры доброты, мужества и подчас героизма, что мы и видим в «Рассказе о неизвестном герое».
А как же сейчас, в современном воспитании актуален С. Я. Маршак для читателей и как воспринимаются его произведения? Можно это отследить, непосредственно, выделив отдельные строки и высказывания из известных всем произведений!
«Кошкин дом». Строки, которые понятны для восприятия и запоминания самому маленькому читателю: «Вот стул – на нем сидят, вот стол – за ним едят!»
«Сказка о глупом мышонке». Яркие по восприятию строки, с нравственным аспектом: «Нет, твой голос не хорош, очень глупо ты поешь…».
С. Я. Маршак был любителем фольклора – он с радостью придумывал для малышей разные загадки, понятные для маленького читателя.
Абсолютно все произведения поэта-писателя интересны и понятны детям, потому, что они ненавязчиво рассказывают подрастающему поколению об окружающем мире, формируют речь и развивают фантазию.
Если сейчас спросить ребенка, хорошо ли он знает произведения С. Я. Маршака? Все ли творчество поистине великого писателя ему известно?.
Конечно же, все зависит от родителей, от педагогов.
Поэтому, современникам надо обращаться к великому литературному наследию, чтобы воспитывать в подрастающем поколении такие важные и необходимые качества характера как любовь и дружбу, милосердие и сострадание, которые в свою очередь формируют нравственно-этические ценности личности.
С. Я. Маршак – больше чем поэт!