Вера Лабур
Консультация для воспитателей с использованием мультимедийной презентации «Знакомство с Глиной»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация с использованием мультимедийной презентации «ЗНАКОМСТВО С ГЛИНОЙ. Этапы создания керамики. Техники формования. Декорирование" (для воспитателей детских садов)
Цель: повышение компетентности воспитателей в области лепки из глины
Задачи:
1. познакомить воспитателей с понятиями «глина», «керамическая масса», «керамика»;
2. познакомить с этапами изготовления керамики;
3. рассказать подробно о каждом этапе изготовления керамики;
Темочки:
- Глина. Знакомство с глиной
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
4. познакомить со способами формования глиняных изделий;
5. теоретически подготовить воспитателей к дальнейшим мастер-классам по лепке из глины.
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые воспитатели! Спасибо, что нашли время для того, чтобы прийти на консультацию. Сегодня вы узнаете много нового и интересного из мира керамики.
Слайд 2
А свой рассказ я бы хотела начать с прекрасного стихотворения Омара Хайяма:
Я вчера наблюдал, как вращается круг,
Как спокойно, не помня чинов и заслуг,
Лепит чаши гончар из голов и из рук,
Из великих царей и последних пьянчуг.
Слайд 3
Что же такое глина? (ответы воспитателей)
Глина – пластичный материал природного происхождения. Образуется из пород, богатых полевыми шпатами, путём разрушения этих пород природными процессами, а также воздействия на них – воды и углекислого газа из окружающей среды (воздушное и морское выветривание).
Состав глин, а также их свойства – пластичность, цвет, огнеупорность, содержание примесей и др. зависят от месторождения.
Слайд 4
Глины, содержащие оксиды и гидроксиды железа Fe (III) в количестве >5%, имеют красную и коричневую окраску. Закись железа Fe (II) даёт серые и зелёные тона. Органические примеси и углерод окрашивают глины в серый и чёрный цвет. Оксид марганца даёт малиновые и коричневые окраски.
Слайд 5
Но лепить мы будем не из глины, а из керамической массы. Что же такое керамическая масса?
Пластичные керамические массы – это готовый к формованию материал, приготовленный по определённой рецептуре и обладающий постоянными характеристиками.
Слайд 6
Составляющие любой керамической массы можно разделить на пластичные и непластичные.
1. Пластичные составляющие.
Глина
2. Непластичные составляющие
Непластичные материалы (отощители) служат в качестве каркаса, что позволяет изделию лучше держать заданную форму. Эти материалы облегчают сушку и уменьшают усадку. Часть непластичных материалов присутствуют в глинах изначально в виде примесей. Отощители часто вводятся в керамические массы в процессе их приготовления. Кроме природного сырья (кварциты, кварцевый песок и др.) используются также искусственно получаемые добавки: бой черепка, кирпича и других керамических изделий, а также шамот. Шамот – это специально обожжённая тугоплавкая или огнеупорная глина. Шамот вводится в состав керамической массы в определённом количестве и определённого размера (фракции) в зависимости от свойств, которыми должна обладать керамическая масса: устойчивость изделия к разным погодным условиям, возможность создавать сложные или высокие формы, проводить обжиг на высоких температурах.
Выгорающие добавки и примеси.
Это природные примеси (органические и сернистые соединения, а также искусственно добавленные (целлюлоза, уголь и др., которые выгорают в процессе обжига. Эти материалы добавляются в керамические массы для улучшения формовочных свойств, увеличения пористости, изменения состава газовой среды во время обжига.
Плавни.
Это природные минеральные и синтетические компоненты, которые способствуют спеканию керамической массы. Избыток плавней может значительно снизить пористость изделий, а также привести к избытку стекла в обожжённом черепке и снижению его прочности. В качестве плавней используются полевые шпаты, плавиковый шпат, карбонаты, фосфаты и фториды кальция.
Пигменты и другие красящие добавки в массах.
Пигменты – это красящие оксиды или минералы, как природные, так и искусственно синтезированные.
Т. е. керамическая масса – это глина с определёнными добавками (добавляют их для улучшения свойств глины).
Слайд 7
Перед тем, как я начну рассказывать вам об этапах изготовления керамики, хочу сказать, что на любом этапе изделие может потрещать, т. е. тарелка может лопнуть, а от кружки может отвалиться ручка. Так бывает, расстраиваться не надо, надо чётко соблюдать технологию изготовления керамики, и тогда вы сведёте риск к минимуму.
А теперь непосредственно об этапах создания керамики. Это очень долгий и трудоёмкий процесс.
Сначала мы формуем изделия из пластичных масс, т. е. лепим изделие. Потом это изделие сохнет в естественных условиях, этот этап занимает от дня до нескольких дней (всё зависит от толщины и размеров изделия).
После сушки изделие зачищают и замывают влажной губкой для того чтобы убрать мелкие дефекты. Замывку следует выполнять очень осторожно, т. к. высохшее изделие очень хрупкое.
После замывки изделия помещают в высокотемпературную печь и обжигают. Первый обжиг называют – утильным (а изделие после первого обжига – утилём или черепком). Первый обжиг длится около 10 часов, затем примерно столько же печь остывает. После первого обжига ваше обычное изделие из глины превращается в керамику.
Дальше вы покрываете утильную керамику глазурями и/или ангобами, т. е. раскрашиваете изделие специальными красками.
Затем декорированный утиль отправляется на второй обжиг – политой.
И только после всех этих этапов вы получаете настоящее керамическое изделие, которое впоследствии можно использовать в быту (т. е. из кружки попить, а из тарелки поесть).
Слайд 8
А теперь о каждом этапе немного поподробнее.
Перед формованием пластичная масса должна быть однородной, хорошо вымешанной и промятой, в ней должны отсутствовать какие-либо посторонние включения и воздушные пузыри.
Пластичное формование осуществляют разными способами: ручным, полумеханическим или комбинированным.
Ручные способы–формование из пласта, с помощью жгута, формование из кома, а также отминка в гипсовые формы.
При формовании из пласта обычно пользуются скалкой и деревянными направляющими или раскатчиком. Комок керамической массы кладётся между направляющими и раскатывается скалкой. Направляющие нужны для равномерной толщины пласта. Затем пласт скручивают в какую-либо форму или вырезают из него детали и собирают (склеивают) необходимое изделие.
При формовании из жгута используют вращающуюся турнетку. Из кома керамической массы раскатывают жгут и укладывают его в задуманные формы.
При формовании из кома изделие лепится непосредственно из куска глины. Мелкие детали лепят отдельно и приклеиваютк основной форме или вытягивают их из основного кома.
Для отминки необходимы гипсовые формы, которые наполняются глиной. После подсыхания готовое изделие вынимают из гипсовой формы.
К пластичным полумеханическим способам относится формование на гончарном круге и с помощью экструдера. Соединение различных частей различных частей изделий и приклеивание дополнительных осуществляется тем же способом, что и при ручной лепке.
Также можно комбинировать эти два способа.
Слайд 9
Приклеивают элементы декора, а также присоединяют дополнительные части (носиков, ручек, ножек и т. д.) к основному изделию с помощью шликера. Что такое шликер? Шликер – это разведённая водой глинадо консистенции густой сметаны (т. е. шликер выполняет функцию клея). На склеиваемые места наносят насечки, затем смачивают их шликером. Далее склеиваемые места соединяют и обрабатывают тем же шликером, пройдя место соединения мягкой кистью вокруг. Ждут 10 минут пока произойдёт усадка шликера и повторяют обработку места соединения кистью с чистой водой.
Слайд 10
Запомните! При формовании любым способом важно, чтобы в массу не попали крупные пузырьки воздуха, которые если не при сушке, то при обжиге, разорвут изделие.
Также при формовании следует стремиться к тому, чтобы стенки изделия были одинаковой толщины, без резких переходов и углов. Важно также оказывать одинаковое давление во время формования и избегать излишнего заглаживания поверхности изделия до его полного высыхания.
Слайд 11
Итак, мы слепили из керамической массы изделие. Что дальше? Дальше оно сохнет. Очень важно, чтобы изделие высохло полностью и равномерно. Во время сушки удаляется так называемая «свободная вода» (или межслоевая, которая находится между частицами массы в порах и на поверхности непластичных материалов. В первую очередь вода испаряется с поверхности изделия, а на её место за счёт капиллярных сил поднимается вода из внутренних слоёв керамической массы. После удаления влаги капилляры сужаются, и происходит усадка изделия. Изделие переходит в так называемое кожетвёрдое состояние, дальнейшая усадка сушки уже незначительная.
Если влага снаружи удаляется слишком быстро, то поверхностные капилляры закрываются раньше, чем вода из внутренних слоёв успевает достичь внешнего слоя. Вода может оказаться запертой во внутренних полостях массы, что приведёт к неравномерной усадке – «короблению» и потере формы изделий, а также к их растрескиванию в результате закипания оставшейся в порах воды во время обжига. Как правило, чем больше «отощающих» компонентов в массе (песок, кварц, шамот, тем равномернее протекает сушка. Для более равномерной сушки её проводят во влажной атмосфере.
В условиях небольшой керамической мастерской сушку осуществляют естественным образом при температуре 25 – 35 градусов. Изделия размещают на специальных стеллажах, на проветриваемых или гипсовых подставках. Внешние стенки изделий всегда сохнут быстрее внутренних. Для поддержания необходимой влажности часто изделия сверху накрывают полиэтиленом.
Как определить, что изделие высохло? Высохшее изделие легче, светлее и меньше в размерах, чем сырое. Также его можно потрогать руками или приложить к щеке – высохшее изделие будет тёплым.
Слайд 12
Перед обжигом изделия при необходимости зачищают инструментом и обязательно замывают влажной губкой внутри и снаружи.
Острые углы должны быть сглажены, чтобы впоследствии избежать скалывания глазури.
Слайд 13
После сушки и замывки наконец-то обжиг. Обжиг – это наиболее важный и энергозатратный технологический процесс. Во время обжига в керамических массах проходит ряд физико-химических преобразований, которые н конечной стадии завершаются процессом спекания. После обжига снижается пористость изделий, увеличивается их прочность, водонепроницаемость, изменяется цвет.
Обжиг керамики может проходить в один или в два (2-ух этапная схема, или в три и даже более этапов. Чаще применяется 2-ух этапная схема обжига.
1 обжиг – утильный (промежуточный). В первом обжиге участвует хорошо высушенное изделие, которое или совсем не декорировано, или частично декорировано ангобом или цветной глиной. Глазурь в первом обжиге не участвует. Результатом первого обжига является не готовое изделие, а полуфабрикат – утиль, он же черепок или бисквит, который предстоит ещё декорировать. Температура утильного обжига зависит от керамической массы (в нашем случае печь нагревается до 980 градусов за 10 часов). После нагревания до 980 градусов, печь начинает остывать.
Период остывания в условиях небольших мастерских обычно не регулируется. Охлаждение печи происходит естественным путём после её отключения. Не следует форсировать остывание и преждевременно открывать печь. Охлаждение печи, как правило, занимает столько же времени, как и нагрев.
Слайд 14
После того как печь остыла, изделия достаются и покрываются глазурью или ангобом.
Есть много разных красок для керамики. Мы чаще всего пользуемся глазурями и ангобами.
Глазурь – это стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия, которое выполняет как декоративную, так и санитарно-гигиеническую функцию. Слой нанесённой глазури не должен превышать 2 -3 мм.
Слайд 15
Ангоб – покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность сырого или обожжённого изделия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания художественного и рельефного рисунка и др.
Цветные ангобы можно разбавлять водой и смешивать между собой. С помощью ангобов можно получить очень тонкие и естественные оттенки и переходы цветов.
Наносить ангоб следует тонким слоем, стараясь максимально охватить всю поверхность. После высыхания первого слоя, наносят следующий слой. Обычно достаточно толщины покрытия 1 мм.
Глазуровать и ангобировать изделия можно разными способами. Например, кистью, окунанием, поливом или распылением красок пульфоном. Декорировать керамику с помощью ангоба можно рожковой росписью или техникой «сграффито» и др. Также одно изделие можно покрыть и глазурью, и ангобом. Но всё это отдельная тема для отдельного мастер-класса.
Слайд 16
Есть некоторые правила покрытия изделий цветом.
1. Всегда все изделия перед покрытием глазурью или ангобом нужно очистить от пыли – либо продуть, либо промыть – но не допускать покрытия глазурью грязных, жирных или пыльных изделий.
2. Толщина слоя ангоба, нанесённого на изделие, не должна превышать 1 мм, глазури – 2-3 мм. Толстый слой отскочит (потрескается, скатается и т. д.) при
сушке или обжиге, а тонкий может выгореть.
3. Приготовленный раствор ангоба или глазури нужно постоянно перемешивать, поддерживая определённую густоту.
4. Перед нанесением каждого следующего слоя предыдущий слой обязательно надо просушить.
Слайд 17
После того как изделие декорировано глазурями и/или ангобами, его ждёт последний (политой) обжиг. Температура политого обжига, как правило, зависит от температуры обжига применяемых для декорирования материалов (в нашем случае печь нагревается до 1030 градусов за 10 часов).
Слайд 18
Вот такой долгий путь проходит глина для того чтобы превратиться в керамические изделие: в обычную кружку и тарелку, которыми мы ежедневно пользуемся и не задумываемся, сколько труда вложено в эти привычные для нас вещи.
Спасибо за внимание!