Ольга Трикозова
Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребенка затрудняет его общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребенка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Публикация «Консультация для воспитателей „Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Развитие речи у детей понимается как основной показатель интеллектуального развития. Естественно, развитие мышления и речи, как психических процессов, тесно взаимосвязаны. Но развитие речи составляет только часть общего интеллектуального уровня личности ребенка.
Надо учитывать, что для дошкольника речь - это многофункциональное средство. При помощи речи «он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Игра - это особая деятельность, расцветающая в детские годы и сопровождающая человека на протяжении его жизни.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов ребенок начинает вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Глубже проникая в жизнь взрослых, ребенок замечает, что жизнь протекает во взаимодействии с окружающими людьми, в обществе. Мама разговаривает с папой, накрывает на стол, доктор лечит больных, продавец обслуживает покупателей и т. д. Стремление воспроизводить взаимоотношения взрослых в игре приводит к тому, что у ребенка возникает потребность в партнерах, которые бы играли вместе с ним. Отсюда необходимость договариваться с окружающими, организовать совместную игру, включающую несколько ролей.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. В связи с этим, одним из эффективных средств речевого развития детей дошкольного возраста становится игровая деятельность. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их, словом он пользуется, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. Чем лучше развита речь ребенка, тем большие возможности создаются для развития мыслительной деятельности.
Существуют дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха, тренировку в звукоподражании и т. д. («Узнай, кто говорит», «Скажи, что звучит», «Что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Как кричит кукушка», «Как звенит колокольчик», «Кто как кричит»)
При условии правильной работы игра пробуждает у детей «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. Дидактическая игра является действенным средством совершенствования таких значимых для будущей учебной деятельности функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, память, речь, зрительно-моторные координации, мыслительные операции и др.
портивная игра воспитывает у детей : самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи.
Спортивная игра помогает в решении одной из основных задач - вызывает у детей желание говорить, подталкивает их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стих, предписывающий те или иные действия. Дети с большим удовольствием в них, т. к. текст игры связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает речь, доставляет радость.
Таким образом, игра является одним из наиболее эффективных средств развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря использованию игр дети получают возможность научиться, верно строить лексические конструкции, понимать содержание речи окружающих людей.