Березина Надежда
Консультация для воспитателей «Развиваем речь, сочиняя сказки»
1. Сегодня в ДОУ используются различные приемы активизации творческого воображения, развития речи. Нам видится уместным присоединить к ним еще один: сочинение сказок с детьми и постановка их в драматизации.
Волшебные сказки поражают обилием самых необыкновенных и непредсказуемых историй. Но при более внимательном рассмотрении в них обнаруживается определенные закономерности. Это открытие принадлежит известному русскому фольклористу Пропп Владимеру Яковлевичу, который детально проанализировал более ста сказок А. Н. Афанасьева и выделил три принципа их построения:
Публикация «Консультация для воспитателей „Развиваем речь, сочиняя сказки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
1. Постоянными устойчивыми элементами сказки являются функции (сказочные действия,
2. Число функций ограничено.
3. Последовательность функций всегда одинакова.
Владимер Яковлевич Пропп насчитывает 31 функцию действующих лиц (так называемые «карты»).
Работа с картой схемой (Карты –схемы)
Стенд
Последовательность в работе может быть следующая:
1. Вместе с детьми придумать тему сказки.
2. Отобрать карты с функциями, соответствующими
заданному сюжету.
3. Выбрать действующих лиц. Главным героем может быть известный сказочный или литературный персонаж или придуманный.
4. Все участники садятся за стол и выкладывают карты-картинки с соблюдением порядка действий (функций).
5. Каждый участник, поднимая очередную карту, придумывает и рассказывает доставшийся ему эпизод.
6. Взрослый следит за логикой повествования, помогая сам или призывая на помощь детей.
7. Труднее всего тем, кто сочиняет начало и конец сказки. Здесь на первых порах инициативу должен взять на себя взрослый: ему следует задавать наводящие вопросы, давать подсказки и подводить к завершению сюжета.
Сочиненную сказку следует записать в виде текста для будущего кукольного спектакля. Для этого дети должны повторить все сначала еще раз, а взрослый может взять себе в помощники магнитофон.
2. Задание физминутка «Черный ящик»
Внимание! Вопрос!
-«Они вошли в зал и сразу увидели этот предмет. Принцесса посмотрела и сказала :- Какая прелесть!
-Баба яга посмотрела и сказала :- Какое страшилище!
-Колобок посмотрел и сказал :- Я себе такое же куплю, только круглое.
-Этот предмет находится в черном ящике. Что это?
Ответ: зеркало
Игра: «Зеркало»
Участники делятся на пары. Один из них зеркало, он повторяет все движения за партнером)
3. Иной способ сочинения сказок предлагает итальянский писатель Джанни Родари. Будучи сам замечательным фантазером и выдумщиком, Родари решил предложить обучиться этому и детям.
Дж. Родари предлагает несколько способов обновления сказки :
(просмотреть на стенде)
1.«Перевирание» сказок (пародия на уже знакомую сказку,
2. Сказки в «заданном ключе»,
3.«Салат» из сказок (соединение различных персонажей в одной сказке,
4. Сказки «наизнанку» (получение нового из старого путем извлечения сюжета и героев,
5. «А что было потом?» (продолжение сказок после окончания,
6. «Я герой сказки» (рассказывание сказки от начала и до конца от лица героя сказки или предмета).
Рассмотрим эти способы подробнее.
1. «Перевирание» сказки.
Предложите детям вспомнить любую сказку и придумать в ней иную сюжетную линию с этими же героями или добавить хотя бы один новый персонаж. Например: украденный ведьмой Ивашко (герой сказки «Ивашко и ведьма») встречает в лесу Иванушку из сказки «Царевна лягушка». Как изменится сюжет сказки? Как спасутся герои?
Игра с аудиторией «Измени сказку»
Можно изменить окончание сказки (Показ книг изготовленных детьми)
2. Сказка в «заданном ключе».
Такая форма фантазирования особенно уместна на занятиях по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ. Здесь взрослый сам придумывает тему и предлагает ее детям для обсуждения.
– Лесовичок объявляет общий сбор лесных жителей – зверей, птиц, насекомых, приглашает Бабу-Ягу, Русалку, Лешего, Кикимору – для решения важной проблемы по сохранению редких видов растений и животных, занесенных в «Крас-ную книгу».
– Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка (рус. нар. сказка «Репка») переносятся в другие обстоятельства. Например, объединяются в общество охраны окружающей среды, очищают ручей от загрязнения, помогают горе-туристам найти дорогу домой.
3. «Салат» из сказок.
Собрав героев различных сказок можно придумать новую версию.
– Кот, петух и Жихарка помогают сестрице Аленушке спасти братца Иванушку.
– Двое из ларца стали путешественниками и побывали на Луне с Соловьем Разбойником, потом победили Змея Горыныча и добыли Жар-птицу из волшебного сада.
Игра с аудиторией «Расскажи сказку по-другому»» (коробка сказок)
Перед вами коробка с героями из сказки «Репка». Нужно рассказать сказку по сюжету сказки «Теремок»
4. Сказки «наизнанку».
Это знакомые сказки «наоборот» : добрые персонажи становятся злыми, а злые – добрыми. В связи с этим возникают новые повороты сюжета. Подобная работа по плечу детям среднего и старшего возраста, обладающим чувством юмора. Так, например, можно взять сказку «Три поросенка» и «вывернуть ее наизнанку» : Волка сделать добрым, а поросят – злыми.
Игра с аудиторией «Сказочный мешочек» (резиновые игрушки)
По принципу чудесного мешочка: Жил был….(достают 1 игрушку) у него был трудолюбивый друг….(достают 2 игрушку). И тут пришел злой (достают 3 игрушку). Что случилось дальше? Кто мог прийти на помощь? (достают 4 игрушку)
5. «А что было потом».
Все дети помнят полюбившиеся сказки от начала до конца и не любят менять в них ни одного слова. Но все-таки иногда находится пара любопытных ребятишек, которые задают вопрос: «А что было потом?»
Что произошло с героями, когда все так хорошо устроилось? Предложите детям придумать продолжение известных сказок. Например, что стал делать Емеля, став царем; вырос ли мальчик-с-пальчик.
6. «Я герой сказки»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.
Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике. (дерево, облако, птичка, ежик, пенек)
Игра с аудиторией
-Задание «Курочка ряба» Расскажите сказку от лица мышки
-Задание «Рукавичка» от лица рукавички
Варианты придумывания сказочных историй могут быть самые разные. Особо интересны постановки спектаклей по придуманным сказкам, в которые дети вовлекаются с еще большим желанием.
И последнее. В ДОУ незаменимую роль выполняют так называемые «Уголки сказки». Это некое пространство, которое организовано взрослыми по задумке детей. Здесь собраны самые разные предметы, которые могут превратиться в волшебный поезд или межзвездный корабль. Здесь можно не только придумать, но и сыграть любую только что придуманную историю.