Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развиваем речь, сочиняя сказки»

Березина Надежда
Консультация для воспитателей «Развиваем речь, сочиняя сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Сегодня в ДОУ используются различные приемы активизации творческого воображения, развития речи. Нам видится уместным присоединить к ним еще один: сочинение сказок с детьми и постановка их в драматизации.

Волшебные сказки поражают обилием самых необыкновенных и непредсказуемых историй. Но при более внимательном рассмотрении в них обнаруживается определенные закономерности. Это открытие принадлежит известному русскому фольклористу Пропп Владимеру Яковлевичу, который детально проанализировал более ста сказок А. Н. Афанасьева и выделил три принципа их построения:

Темочки:

1. Постоянными устойчивыми элементами сказки являются функции (сказочные действия,

2. Число функций ограничено.

3. Последовательность функций всегда одинакова.

Владимер Яковлевич Пропп насчитывает 31 функцию действующих лиц (так называемые «карты»).

Работа с картой схемой (Карты –схемы)

Стенд

Последовательность в работе может быть следующая:

1. Вместе с детьми придумать тему сказки.

2. Отобрать карты с функциями, соответствующими

заданному сюжету.

3. Выбрать действующих лиц. Главным героем может быть известный сказочный или литературный персонаж или придуманный.

4. Все участники садятся за стол и выкладывают карты-картинки с соблюдением порядка действий (функций).

5. Каждый участник, поднимая очередную карту, придумывает и рассказывает доставшийся ему эпизод.

6. Взрослый следит за логикой повествования, помогая сам или призывая на помощь детей.

7. Труднее всего тем, кто сочиняет начало и конец сказки. Здесь на первых порах инициативу должен взять на себя взрослый: ему следует задавать наводящие вопросы, давать подсказки и подводить к завершению сюжета.

Сочиненную сказку следует записать в виде текста для будущего кукольного спектакля. Для этого дети должны повторить все сначала еще раз, а взрослый может взять себе в помощники магнитофон.

2. Задание физминутка «Черный ящик»

Внимание! Вопрос!

-«Они вошли в зал и сразу увидели этот предмет. Принцесса посмотрела и сказала :- Какая прелесть!

-Баба яга посмотрела и сказала :- Какое страшилище!

-Колобок посмотрел и сказал :- Я себе такое же куплю, только круглое.

-Этот предмет находится в черном ящике. Что это?

Ответ: зеркало

Игра: «Зеркало»

Участники делятся на пары. Один из них зеркало, он повторяет все движения за партнером)

3. Иной способ сочинения сказок предлагает итальянский писатель Джанни Родари. Будучи сам замечательным фантазером и выдумщиком, Родари решил предложить обучиться этому и детям.

Дж. Родари предлагает несколько способов обновления сказки :

(просмотреть на стенде)

1.«Перевирание» сказок (пародия на уже знакомую сказку,

2. Сказки в «заданном ключе»,

3.«Салат» из сказок (соединение различных персонажей в одной сказке,

4. Сказки «наизнанку» (получение нового из старого путем извлечения сюжета и героев,

5. «А что было потом?» (продолжение сказок после окончания,

6. «Я герой сказки» (рассказывание сказки от начала и до конца от лица героя сказки или предмета).

Рассмотрим эти способы подробнее.

1. «Перевирание» сказки.

Предложите детям вспомнить любую сказку и придумать в ней иную сюжетную линию с этими же героями или добавить хотя бы один новый персонаж. Например: украденный ведьмой Ивашко (герой сказки «Ивашко и ведьма») встречает в лесу Иванушку из сказки «Царевна лягушка». Как изменится сюжет сказки? Как спасутся герои?

Игра с аудиторией «Измени сказку»

Можно изменить окончание сказки (Показ книг изготовленных детьми)

2. Сказка в «заданном ключе».

Такая форма фантазирования особенно уместна на занятиях по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ. Здесь взрослый сам придумывает тему и предлагает ее детям для обсуждения.

– Лесовичок объявляет общий сбор лесных жителей – зверей, птиц, насекомых, приглашает Бабу-Ягу, Русалку, Лешего, Кикимору – для решения важной проблемы по сохранению редких видов растений и животных, занесенных в «Крас-ную книгу».

– Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка (рус. нар. сказка «Репка») переносятся в другие обстоятельства. Например, объединяются в общество охраны окружающей среды, очищают ручей от загрязнения, помогают горе-туристам найти дорогу домой.

3. «Салат» из сказок.

Собрав героев различных сказок можно придумать новую версию.

– Кот, петух и Жихарка помогают сестрице Аленушке спасти братца Иванушку.

– Двое из ларца стали путешественниками и побывали на Луне с Соловьем Разбойником, потом победили Змея Горыныча и добыли Жар-птицу из волшебного сада.

Игра с аудиторией «Расскажи сказку по-другому»» (коробка сказок)

Перед вами коробка с героями из сказки «Репка». Нужно рассказать сказку по сюжету сказки «Теремок»

4. Сказки «наизнанку».

Это знакомые сказки «наоборот» : добрые персонажи становятся злыми, а злые – добрыми. В связи с этим возникают новые повороты сюжета. Подобная работа по плечу детям среднего и старшего возраста, обладающим чувством юмора. Так, например, можно взять сказку «Три поросенка» и «вывернуть ее наизнанку» : Волка сделать добрым, а поросят – злыми.

Игра с аудиторией «Сказочный мешочек» (резиновые игрушки)

По принципу чудесного мешочка: Жил был….(достают 1 игрушку) у него был трудолюбивый друг….(достают 2 игрушку). И тут пришел злой (достают 3 игрушку). Что случилось дальше? Кто мог прийти на помощь? (достают 4 игрушку)

5. «А что было потом».

Все дети помнят полюбившиеся сказки от начала до конца и не любят менять в них ни одного слова. Но все-таки иногда находится пара любопытных ребятишек, которые задают вопрос: «А что было потом?»

Что произошло с героями, когда все так хорошо устроилось? Предложите детям придумать продолжение известных сказок. Например, что стал делать Емеля, став царем; вырос ли мальчик-с-пальчик.

6. «Я герой сказки»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.

Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике. (дерево, облако, птичка, ежик, пенек)

Игра с аудиторией

-Задание «Курочка ряба» Расскажите сказку от лица мышки

-Задание «Рукавичка» от лица рукавички

Варианты придумывания сказочных историй могут быть самые разные. Особо интересны постановки спектаклей по придуманным сказкам, в которые дети вовлекаются с еще большим желанием.

И последнее. В ДОУ незаменимую роль выполняют так называемые «Уголки сказки». Это некое пространство, которое организовано взрослыми по задумке детей. Здесь собраны самые разные предметы, которые могут превратиться в волшебный поезд или межзвездный корабль. Здесь можно не только придумать, но и сыграть любую только что придуманную историю.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память»Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Консультация для родителей «В помощь маме. Развиваем речь» В помощь маме. Развиваем речь. Бывает, что родители в развитии ребёнка гонятся за чем-то сложным, очень важным, как им кажется. Но за всей.

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений старших, подготовительных групп с детьми ОВЗ «Развиваем речь в движении»Консультация для воспитателей дошкольных учреждений старших, подготовительных групп с детьми ОВЗ «Развиваем речь в движении» Одно из важных направлений работы современных дошкольных учреждений – преодоление недостатков психофизического развития детей. Зачастую.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возрастРекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развиваем речь, сочиняя сказки»
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 21:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развиваем речь, сочиняя сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Березина Надежда (УИ 2206051) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 января 2025 понедельник
07 января 2025 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД