Маркова Евгения Владимировна
Консультация для воспитателей «Развиваем пространственную ориентировку и чувство ритма»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
«Развиваем пространственную ориентировку и чувство ритма»
Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. Поэтому в старшем дошкольном возрасте воспитатель уделяет значительное внимание развитию пространственных ориентировок. Дошкольники должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развиваем пространственную ориентировку и чувство ритма“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ориентировка в пространстве
- Темочки
С этой целью воспитатель использует игры на развитие и закрепление умения ориентироваться в пространстве. В его речи, обращенной к детям, часто употребляются точные пространственные термины. Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей в тетради, расположением строк, с тетрадным листом в линейку и в клетку). Такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол», «нижний (правый или левый) угол, «середина страницы», «первая, вторая строка» и т. д., должны быть хорошо знакомы будущим школьникам. Для закрепления этих выражений и пространственных ориентировок используются игровые упражнения типа «Куда ускакал зайчик?». На магнитной доске воспитатель двигает в разных направлениях фигурку зайчика, а дети называют, где он находится (в каком углу, на какой строчке, затем ребята передвигают фигурку зайчика на своих листах бумаги либо по указанию воспитателя (он сам проверяет точность выполнения задания, либо сами выбирают направление движения фигурки и сообщают всем, куда спрятался зайчик.
Вызывает интерес детей и игра – соревнование, когда одновременно к доске (к двум «полям») выходят по два ребенка – представители двух команд, например, команды тигров и команды слонов. Воспитатель отдает приказы-задания на перемещение животных, и каждый ребенок старается быстрее поставить свою фигурку (слона или тигра) в нужное место. Побеждает тот, кто точнее и быстрее всех выполнит задания. Игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клеток, зарисовка геометрических фигур и т. д., требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клетки, расстояния между фигурами. Воспитатель использует диктанты, закрепляющие умение детей ориентироваться на плоскости. На тетрадной странице под диктовку взрослого дети зарисовывают определенные значки. Например, в правом верхнем углу рисуют кружок, в левом нижнем углу - два кружка, в начале второй строки рисуют палочку и т. д. Задания постепенно усложняются. Оценивая детские работы, воспитатель получает важную информацию о том, умеют ли ребята ориентироваться на листе бумаги.
Овладение письмом связано с освоением чувства ритма. Его развитию способствуют различные танцевальные и физкультурные движения под музыку, требующие от детей согласованных действий. Полезны упражнения, в которых согласуются движения и речь. Это могут быть считалки. Воспитателю надо следить, чтобы слова сопровождались точным указательным движением руки водящего. Считалки произносятся в разном темпе, и соответственно меняется быстрота движения руки. Остальные дети слушают и наблюдают, правильно ли согласует слова и движения водящий. Шуточные считалки и скороговорки делают это упражнение веселым и увлекательным.
Ритмичность движений и графические навыки развиваются в графических упражнениях. Например, упражнение «Дождь». Дети рисуют разный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от дождя капли рисуются в виде штрихов, сплошных линий, точек. При этом графические движения сопровождаются словами «кап-кап», которые воспитатель или ребенок у доски произносит в быстром или медленном темпе.