МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие монологической речи в разных возрастных группах»

Наталья Зотова
Консультация для воспитателей «Развитие монологической речи в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы

ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление.

Монологическая речь – это речь одного лица, которая выражает в более или менее развёрнутой форме собственные мысли, намерения, оценку событий и т. д

Существует огромное множество различных методов и приемов формирования умений монологической речи у детей дошкольного возраста.

Работа по обучению детей монологической речи начинается со средней группы.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие монологической речи в разных возрастных группах“» размещена в разделах

Особое значение в развитии монологической речи дошкольников отводится использованию наглядных методов, к которым относятся наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов и явлений, а также практическим методам, к которым относятся игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия.

Какие же приемы использует воспитатель для развития монолога у детей? Это:

– речевой образец, повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение, объяснение, указание, словесное упражнение (проговариваются отдельные фрагменты рассказа, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие вопросы.

Как правило, не бывает занятий, на которых бы педагог использовал только один метод или прием развития монологической речи. Каждое занятие представлено сочетанием нескольких приемов и методов. Кроме того, нужно помнить о речевой активности на занятии (оптимально речь воспитателя относится к речи детей 2:3, чтобы ее добиться используются хоровые ответы и повторы.

Предлагаю вам рассмотреть развитие разных типов монологов с учётом возрастной группы.

1 тип монолога - Рассказывание по картине. В младшей группе дети перечисляют объекты, называют их свойства и действия. На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от этого простого перечисления предметов к связным высказываниям (учить отвечать на вопросы педагога). Первые картины – это картины, изображающие отдельные объекты, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей. Основной прием: вопросы воспитателя.

Схема рассказа. Воспитатель говорит: «Повторяйте за мной» - наступила … выпало много… дети одели… взяли с собой…. Далее: А кто сам может повторить? Если никто не хочет, повторяете рассказ еще раз сами. Поощрения обязательны, чтобы фиксировать ситуацию успеха.

В средней группе детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам. Рассказывание проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводить детей к самостоятельному рассказыванию.

В старшей и подготовительной к школе группах дети самостоятельно составляют рассказ по картине. Предъявляются более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Воспитатель руководит деятельностью детей, анализирует рассказы. Широко используются серии сюжетных картин. Составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, второй описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия.

2 тип монолога- Рассказывание об игрушках. Работа начинается с младшего дошкольного возраста. Описание игрушки начинается с продуманных вопросов. Рассказ воспитателя является образцом. Используются игры: «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Что пропало». Малышам необходимы поощрения за правильный ответ (ленточки, картинки, флажки).

В средней группе дети подходят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. Усиливается опора на активизацию словаря: задает больше вопросов о внешнем виде, качестве игрушки, действий с ней. Детей подводят к сравнению и описанию предметов игрушек по схеме:

- название предмета,

- его признаки, качества, действия с ним,

- отношение ребенка к предмету.

На данном возрастном этапе широко используется рассказ-образец воспитателя. Используют дидактические игры с игрушками.

В старшей группе занятия по развитию монолога с использованием игрушек разнообразны: составление описательных рассказов, сюжетных рассказов по одной игрушке или по набору игрушек. На занятиях по сюжетному рассказыванию воспитатель может ввести инсценировку. Особое внимание уделяется анализу рассказов. Первым оценку дает воспитатель, затем дети.

В подготовительной группе можно составлять коллективные рассказы по набору игрушек. Сначала дети договариваются между собой, какие игрушки они выберут, намечают общую линию сюжета, а затем идет импровизация.

3 тип монолога - Рассказы из опыта. Рассказывание из личного опыта вводится в средней группе. Предлагаются конкретные, близкие темы. Наиболее целесообразно коллективное рассказывание. Воспитатель знакомит с темой рассказа, намечает основную сюжетную линию.

В старшем дошкольном возрасте тематика рассказов усложняется. Широко вводится тема природы, предлагаются следующие виды рассказов:

• Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе;

• Описательный рассказ на основе сравнения различных времен года;

• Описательный рассказ о каком-нибудь времени года;

• Описательный рассказ об отдельном явлении природы.

Существуют различные варианты творческого рассказывания:

1. Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, а основные события придумывают дети.

2. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя. Требуется уже большая самостоятельность, т. к. план помечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

3. Придумывание рассказа по теме предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание.

4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Это самый сложный вид рассказывания.

Следующий вид монолога- Пересказ

Выделяются следующие виды пересказов:

1. Подробный пересказ. В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.

2. Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Здесь произведение делится на логические части, и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т. к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.

3. Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо.

4. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события.

5. Пересказ-инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.

Для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе применяется прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее.

Наглядное моделирование - инновационный метод развития речи.

Мнемо - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:

обогащения словарного запаса

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихотворений.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

1 этап. Рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младшей группе с помощью воспитателя, в старших – дети должны делать это сами.

При использовании пиктограмм, схем, таблиц у детей повышается интерес, внимание, речевая активность. Они привыкают к самоконтролю.

Таким образом, методы и приемы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от стоящих перед педагогом задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группахФотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах 10 августа. День мяча на МААМ. Мяч – весёлая игрушка, с которой не возможно скучать, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом.

Фотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группахФотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группах Традиционно в нашем детском саду проходят утренники, посвящённые Осени, в которых принимают участие дети всех возрастных групп. Для детей.

Гимнастика после дневного сна и её значение в разных возрастных группах 1. Гимнастика после дневного сна и ее значение. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию,.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ "Дельфин" готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая) Доброго времени суток уважаемые коллеги. Спешу продолжить рассказывать о новогоднем оформлении в нашем детском саду "Дельфине". Вот такая.

Осеннее оформление приемной в разных возрастных группахОсеннее оформление приемной в разных возрастных группах Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я расскажу как мы украсили приемные осенней тематикой. Постарались.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие монологической речи в разных возрастных группах»
Опубликовано: 26 ноября 2022 в 22:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие монологической речи в разных возрастных группах»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зотова (УИ 353905) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД