Наталья Зотова
Консультация для воспитателей «Развитие монологической речи в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление.
Монологическая речь – это речь одного лица, которая выражает в более или менее развёрнутой форме собственные мысли, намерения, оценку событий и т. д
Существует огромное множество различных методов и приемов формирования умений монологической речи у детей дошкольного возраста.
Работа по обучению детей монологической речи начинается со средней группы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие монологической речи в разных возрастных группах“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Особое значение в развитии монологической речи дошкольников отводится использованию наглядных методов, к которым относятся наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов и явлений, а также практическим методам, к которым относятся игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия.
Какие же приемы использует воспитатель для развития монолога у детей? Это:
– речевой образец, повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение, объяснение, указание, словесное упражнение (проговариваются отдельные фрагменты рассказа, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие вопросы.
Как правило, не бывает занятий, на которых бы педагог использовал только один метод или прием развития монологической речи. Каждое занятие представлено сочетанием нескольких приемов и методов. Кроме того, нужно помнить о речевой активности на занятии (оптимально речь воспитателя относится к речи детей 2:3, чтобы ее добиться используются хоровые ответы и повторы.
Предлагаю вам рассмотреть развитие разных типов монологов с учётом возрастной группы.
1 тип монолога - Рассказывание по картине. В младшей группе дети перечисляют объекты, называют их свойства и действия. На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от этого простого перечисления предметов к связным высказываниям (учить отвечать на вопросы педагога). Первые картины – это картины, изображающие отдельные объекты, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей. Основной прием: вопросы воспитателя.
Схема рассказа. Воспитатель говорит: «Повторяйте за мной» - наступила … выпало много… дети одели… взяли с собой…. Далее: А кто сам может повторить? Если никто не хочет, повторяете рассказ еще раз сами. Поощрения обязательны, чтобы фиксировать ситуацию успеха.
В средней группе детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам. Рассказывание проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводить детей к самостоятельному рассказыванию.
В старшей и подготовительной к школе группах дети самостоятельно составляют рассказ по картине. Предъявляются более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Воспитатель руководит деятельностью детей, анализирует рассказы. Широко используются серии сюжетных картин. Составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, второй описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия.
2 тип монолога- Рассказывание об игрушках. Работа начинается с младшего дошкольного возраста. Описание игрушки начинается с продуманных вопросов. Рассказ воспитателя является образцом. Используются игры: «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Что пропало». Малышам необходимы поощрения за правильный ответ (ленточки, картинки, флажки).
В средней группе дети подходят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. Усиливается опора на активизацию словаря: задает больше вопросов о внешнем виде, качестве игрушки, действий с ней. Детей подводят к сравнению и описанию предметов игрушек по схеме:
- название предмета,
- его признаки, качества, действия с ним,
- отношение ребенка к предмету.
На данном возрастном этапе широко используется рассказ-образец воспитателя. Используют дидактические игры с игрушками.
В старшей группе занятия по развитию монолога с использованием игрушек разнообразны: составление описательных рассказов, сюжетных рассказов по одной игрушке или по набору игрушек. На занятиях по сюжетному рассказыванию воспитатель может ввести инсценировку. Особое внимание уделяется анализу рассказов. Первым оценку дает воспитатель, затем дети.
В подготовительной группе можно составлять коллективные рассказы по набору игрушек. Сначала дети договариваются между собой, какие игрушки они выберут, намечают общую линию сюжета, а затем идет импровизация.
3 тип монолога - Рассказы из опыта. Рассказывание из личного опыта вводится в средней группе. Предлагаются конкретные, близкие темы. Наиболее целесообразно коллективное рассказывание. Воспитатель знакомит с темой рассказа, намечает основную сюжетную линию.
В старшем дошкольном возрасте тематика рассказов усложняется. Широко вводится тема природы, предлагаются следующие виды рассказов:
• Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе;
• Описательный рассказ на основе сравнения различных времен года;
• Описательный рассказ о каком-нибудь времени года;
• Описательный рассказ об отдельном явлении природы.
Существуют различные варианты творческого рассказывания:
1. Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, а основные события придумывают дети.
2. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя. Требуется уже большая самостоятельность, т. к. план помечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.
3. Придумывание рассказа по теме предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание.
4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Это самый сложный вид рассказывания.
Следующий вид монолога- Пересказ
Выделяются следующие виды пересказов:
1. Подробный пересказ. В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.
2. Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Здесь произведение делится на логические части, и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т. к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.
3. Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо.
4. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события.
5. Пересказ-инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.
Для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе применяется прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее.
Наглядное моделирование - инновационный метод развития речи.
Мнемо - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:
обогащения словарного запаса
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихотворений.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:
1 этап. Рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младшей группе с помощью воспитателя, в старших – дети должны делать это сами.
При использовании пиктограмм, схем, таблиц у детей повышается интерес, внимание, речевая активность. Они привыкают к самоконтролю.
Таким образом, методы и приемы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от стоящих перед педагогом задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.