Елена Лысенкова
Консультация для воспитателей «Программы и методические пособия по знакомству с родным городом»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Программы и методические пособия по знакомству с родным городом»
Воспитатель : Лысенкова Е. В.
Слайд 1. «Как нет человека без самолюбия,
так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека»
К. Д. Ушинский.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Краеведческие игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Родной край, город. Дидактические игры и пособия
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Темочки
Слайд 2. Основная задача педагога в воспитании патриотических чувств показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Слайд 3. Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников :
Развивать у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
Содействовать становлению желания принимать участие в мероприятиях города.
Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу, способность чувствовать красоту архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
Расширять представление детей о животном и растительном мире родного края, о исчезающих видах животных и растений, развивать способность чувствовать красоту природы.
В модели программы представлен интегрированный подход к организации образовательного процесса, который включает в себя совокупность образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих воспитанию патриотизма, развитию интереса к родному городу, событиям прошлого и настоящего.
Слайд 4. Программа адресована педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста от 3 – до 7 лет. Срок реализации Программы – 4 года. Программа разработана с учетом образовательных потребностей и мотивов детей, членов их семей и педагогов, специфики национальных, социокультурных условий.
Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через :
•формирование любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;
•формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Краснодарского края и города Новороссийска);
•формирование общих представлений о своеобразии природы Краснодарского края и города Новороссийска;
•знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Кубань и территорию города Новороссийска;
•решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме организованной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами образовательных областей:
Слайд 5
«Познавательное развитие» (Природа Краснодарского края г. Новороссийска, культура и быт народов Кубани и Новороссийска);
«Речевое развитие» (произведения устного народного творчества народов Кубани и города Новороссийска);
«Художественно - эстетическое развитие» (продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества народов Кубани, произведения музыкального творчества народов Кубани и города Новороссийска);
«Физическая культура» (игры народов Кубани и национальностей, проживающих на территории города Новороссийска).
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Слайд 6
Воспитательные : Воспитывать любовь к родному городу.
Развивающие: Формировать начальные представления о родном городе и крае, его истории и культуре. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения.
Расширять представления о профессиях. Знакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.
Образовательные: Знакомить с родным городом, его названием, основными достопримечательностями. Знакомить с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения, светофором, надземным и подземным переходами (взаимодействие с родителями). Знакомить с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса).
Воспитательные : Воспитывать любовь к природе родного края, богатству и плодородию земли.
Развивающие: Расширять представления детей о природе родного края, об урожае, выращенном на Кубани. Расширять представления детей о природе нашего края. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях. Расширять знания о местных овощах и фруктах.
Образовательные: Учить отражать полученные впечатления в речи и в продуктивных видах деятельности. Знакомить с сельскохозяйственными профессиями (тракторист, доярка и т. д., воспитывать уважение к этим профессиям.
Воспитательные : Воспитывать заботливое отношение к птицам и животным, желание помогать им.
Развивающие: Расширять представления детей о животных, обитающих в нашем крае. Расширять представления о диких животных, обитающих в нашем крае.
Образовательные: Учить отражать полученные впечатления в речи и в продуктивных видах деятельности. Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др., подкармливать их зимой.
Воспитательные : Воспитывать положительное отношение к традициям народной культуры Кубани. Любовь к родному краю, его особенностям.
Развивающие: Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
Образовательные: Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере игрушки и предметов обихода.
Воспитательные : Воспитывать чувство любови к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
Развивающие: Расширять представления детей о разных видах транспорта. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, уточнять название и назначение видов транспорта. Формировать понятие «пассажир», «пешеход», «водитель».
Образовательные: Закрепить знания детей о городском транспорте. Расширить словарный запас по теме «транспорт». Ввести в лексикон детей обобщающее понятие «Транспорт».
Воспитательные : Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины).
Развивающие: Способствовать формированию интереса к «малой Родине», интереса к героическому городу – герою, о защите его жителями и армией во время Великой Отечественной войны.
Образовательные: Знакомить с «военными» профессиями. Дать представления об акции «Бескозырка».
Воспитательные : Воспитывать познавательный интерес к ближайшему окружению ребенка через ознакомление с обитателями Черного моря; воспитывать добрые взаимоотношения детей друг с другом, чувство товарищества
Развивающие: Развивать любознательность, наблюдательность; развивать умение самостоятельно находить решения в проблемных ситуациях.
Образовательные: Формировать элементарные представления детей о назначении земельных и водных ресурсов. Познакомить с профессиями, связанными с морем.
Воспитательные : Воспитывать любовь и уважение к семье, ее членам.
Развивающие: Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления.
Образовательные: Формировать у детей умение рассказывать о своей семье. Побуждать называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащать представления о своей семье. Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом.
Воспитательные : Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине, уважение к ветеранам войны.
Развивающие: Развивать умения отражать полученные впечатления в художественном творчестве и самостоятельной деятельности.
Образовательные: Дать элементарные представления о Великой Отечественной Войне. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Обогащать и активизировать словарь.
Слайд 7
Воспитательные : Создать условия для развития у детей любознательности и познавательных действий. Вызвать желание у детей больше узнать о городе, его истории. Воспитывать патриотические чувства.
Развивающие: способствовать формированию уважительного отношения к традициям родного города.
Образовательные: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города. Активизировать и обогащать словарь.
Воспитательные : Воспитывать любовь к родному краю, рассказывать детям о самых красивых местах родного края. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.)
Развивающие: Развивать интерес к родному краю. Способствовать формированию понимания того что, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Образовательные: Дать представления о жизни и особенностях труда в сельской местности. Формировать представления о культуре родного крае, его истории, о народных праздниках. Расширять представления детей об особенностях природы родного края.
Учить устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями.
Воспитательные : Воспитывать у детей интерес к жизни леса.
Развивающие: Развивать интерес к родному краю. Развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять их.
Образовательные: Систематизировать знания детей о фауне Краснодарского края. Закрепить элементарные видовые и родовые понятия. Способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе.
Расширять и систематизировать знания о диких, зимующих и перелетных птицах.
Продолжать знакомить детей с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Формировать основы экологической культуры. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира Краснодарского края, занесенными в нее.
Воспитательные : Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории своего народа
Образовательные: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Знакомить с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, родного края. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира, народной игрушкой.
Воспитательные : Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте
Развивающие: Способствовать формированию представления детей об особенностях транспорта нашего края и города; о профессиях людей, которые управляют различными видами транспорта нашего города
Образовательные: Обогащать представления детей о различных видах транспорта (наземный, воздушный, водный). Обогащать представления о трудовых действиях и результатах труда.
Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Воспитательные : Воспитывать уважение к героям - защитникам Отечества.
Развивающие: Развивать интерес к истории города, познакомить их с подвигами героев, защищавших наш город во время Великой Отечественной войны.
Образовательные: Дать детям доступные их пониманию представления о патриотической акции родного города «Бескозырка».
Воспитательные : Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, живой и неживой природе. Воспитание бережного отношения к земле.
Развивающие: Развивать интерес к экологии Черного моря. Способствовать формированию бережного отношения к Земле, воде, как источникам жизни и здоровья человека
Образовательные: Расширять представления детей о Черном море, его флоре и фауне, свойствах воды, морском транспорте и профессиях людей. Пополнить знания детей о земле и воде, Черном море. Дать представление о внутреннем содержании земли - природных ресурсах (вода, песок, полезные ископаемые, глина).
Воспитательные : Воспитывать положительное отношение к работникам промышленности нашего города.
Развивающие: Способствовать формированию представлений о сферах человеческой деятельности (производство города, представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
Образовательные: Обогащать представления детей о профессиях, о важности и значимости их труда. Познакомить детей с элементами профессиональной деятельности через практическую деятельность.
Воспитательные : Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.
Развивающие: Способствовать формированию представлений о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.
Образовательные: Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны.
Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.
Рассказывать о преемственности поколений защитников Родины: от былинных богатырей до героев Великой Отечественной войны.
Слайд 8-12 Вариативные формы, способы, средства реализации программы.
Слайд 13 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Взаимодействие с семьями детей для обеспечения их полноценного развития строится на основных формах:
Знакомство с семьей
Информирование родителей о ходе образовательного процесса
Образование родителей
Совместная деятельность
Деятельность в семье
Слайд 14
К концу 4 года обучения в рамках реализации программы :
у ребенка сформированы чувства любви к городу Новороссийску, краю, чувства гордости за него;
у ребенка сформированы общие представления об окружающей природной среде и природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Краснодарского края и города Новороссийска, о традициях, языках, культурах людей других национальностей, населяющих Новороссийск и Кубань.
ребенок испытывает любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожит своей семьей, домом; с удовольствием идет в детский сад;
имеет представление о значимости труда своих родителей; ведущих трудовую деятельность в городе Новороссийске; испытывает гордость и уважение к труду взрослых своего города; имеет посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несет ответственность за их выполнение;
имеет представление о месте проживания: край, город; о предприятиях родного города и их значимости; о символике города Новороссийска, достопримечательностях; климатических условиях; флоре и фауне города Новороссийска и края; о крупных городах края; умеет также находить их на карте;
бережно относится к природе города Новороссийска и Краснодарского края;
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме организованной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.
Спасибо за внимание!