Екатерина Щукина
Консультация для воспитателей. Подвижные игры на участке летом
▼ Скачать + Заказать документы
В концепции дошкольного воспитания, говорится, что актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования, развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками.
Публикация «Консультация для воспитателей, Подвижные игры на участке летом» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры летом. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Все методы воспитания в дошкольном учреждении направлены на достижение всестороннего развития ребенка, формированию гармонично развитой личности, этому в большей мере способствует комплексное использование в воспитательно – образовательном процессе разнообразных средств.
Игры и развлечения – непременные спутники жизни каждого ребенка, в независимости от возраста и особенностей развития, особенно полезны игры на открытом воздухе.
Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать все приобретенные ранее навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать решительно, проявляя активность, настойчивость, инициативу, самостоятельность. У них воспитывается чувство дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности.
В зависимости от погодных условий. А также тематического содержания развлечений определяется и место их проведения. Так игры, которые требуют определенны образом организованной площадки и оборудования (например «Городки») целесообразнее проводить специальной площадке; игры же, не требующие каких-то специальных условий можно проводить на игровом участке при условии наличия свободного пространства, не занятиго малыми архитектурными формами.
Игры и забавы в повседневной жизни можно брать с учетом возрастных особенностей и педагогических требований, которые стимулируют активную двигательную деятельность детей.
Среди них выделяются подвижные игры с элементами спортивных игр, эстафеты, развлечения, разнообразные игровые упражнения, которые выполняются и без предметов, и с игровым материалом: обручами, мячами, скакалками, ракетками, кеглями и так далее. В подвижных играх целесообразно использовать естественные условия местности (пеньки, деревья и так далее). А так же природный материал (шишки, палки, камешки).
Хотя решающая роль в руководстве подвижными играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении подвижных игр.
Надо стремиться к тому, чтобы старшие дошкольники научились играть в подвижные игры, по собственному побуждению, выполняя основные правила игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до логического завершения. Старших ребят нужно приучать к совместным играм с малышами, оказывать им помощь в выборе игры, участвовать в играх в качестве водящего, следить за ходом игры, подсказывать порядок игровых действий, напоминать правила.
Чаще всего подвижные игры используют в педагогической практике в целях двигательной активизации детей.
Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижных играх, полезна; систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Но так как эти игры еще и эмоционально насыщены и очень привлекательны для детей, то не редко, увлекшись игрой, они могут перевозбуждаться, переутомляться.
Внешним признаком утомления является чрезмерная одышка, резкое покраснение лица, усиленное потоотделение, ухудшение координации движений. В таком случае дети могут жаловаться на легкое головокружение, усталость. Признаком начинающегося переутомления является снижение интереса к тому виду деятельности, в котором в данный момент ребенок участвует. Переутомление может неблагоприятно отразиться на общем состоянии ребенка, привести к нарушению сна, снижению аппетита, вызывать двигательное беспокойство или, наоборот, вялость.
Для того, чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определенной периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом надо стремиться к тому, чтобы высокая двигательная активность разумно сочеталась с более спокойными видами деятельности. Следует следить за тем, чтобы игры детей проходили в дружеской обстановке, без ссор. В любую минуту педагог должен быть готов оказать детям помощь, если возникнет необходимость, например, уточнить правила игры, распределить играющих в равные по силе команды, разметить место для соревнований.
В задачи воспитателя при руководстве играми и развлечениями входит как наблюдение за состоянием играющих, так и регулирование физической нагрузки. Дозировать ее в играх можно, пользуясь общепринятыми правилами:
1. Увеличить или уменьшить общее время игры, а также изменять количество повторений всей игры или отдельных ее эпизодов.
2. Регулировать длительность перерывов в игре или проводить игры совсем без перерывов.
3. Проводить игру на большом или меньшем участке, с большим или меньшим количеством препятствий.
На участке можно и нужно использовать игры с использованием художественных литературных текстов, игровых образов и сюжетных ситуаций. Такие игры не продолжительны по времени и потому возможно их неоднократное повторение с меняющимся водящим. В зависимости от общефизической подготовленности детей, наличия необходимых условий, опыта воспитателя игры, предлагаемые для младших групп детей, могут быть использованы в старшем возрасте, и наоборот.
Дети младшего дошкольного возраста по своей физиологии довольно активны, они много двигаются: ходят, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам и тому подобное. При этом у них еще не до конца развита координация движений. В этом возрасте большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек, мячей, шариков. Обручей, скакалок и тому подобного.
В этом возрасте детям крайне необходимо внимание педагога, его помощь и даже непосредственное участие в играх и упражнениях малышей. Можно использовать перебежки «Лошадки», «Доги мяч», «Принеси предмет», «Шире шаг», «По узенькой дорожке», «Воробушки и кот», «Не забегай в круг» и другие.
Дети старшего возраста более самостоятельны и активны, чем малыши. Их движения становятся более точными, поэтому можно проводить игры и забавы с более сложными двигательными заданиями.
Погодные условия не всегда позволяют проводить игры с детьми на открытом воздухе. В случае ненастной погоды, можно поиграть в такие игры, как: «сядь – встань», «Сядем парочкой», «Бой петухов», «Пролезь через руки» и тому подобные. Все они не требуют много свободного пространства и в них можно играть под навесом прогулочной веранды или даже в группе.
В подвижных играх можно применять и совершенствовать все виды движений.