Ирина Дружинина
Консультация для воспитателей по экологическому развитию «Интерес к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирования у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой ступени. Психологи считают, что интерес в своём развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать не ведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлётворённости. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Иногда дети ломают ветки деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнёзда, мучают животных. Объясняется это тем. Что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и её охране, не были сформированы нравственные чувства и природные мотивы. Интерес к природе у дошкольников проявляется:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. в стремлении познать природу
2. в течении (слушании) книг о природе
3. в деятельности по защите природе
4. в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации
5. в увлечениях, связанных с природой
В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействует и развитию увлечения, и успеху деятельности.
В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и её охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности. Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр фильмов о природе : проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.
Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы. В качестве примера предлагаем беседы для старших дошкольников «Поможем природе!» и «Растения просят помощи».
На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов само регуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочерёдными.
Теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников эко центрического и экологического сознания, основанного на представлении о единстве и взаимозависимости всего живого на Земле; с другой – практическая деятельность, значительного большинства воспитателей по ознакомлению с окружающем миром, которая строится на основе традиционных принципов. До сих пор встречается разделение представителей фауны на полезных и вредных, опасных и неопасных, красивых и некрасивых, отмечаются негативные по отношению к какому – либо виду, либо неправильные суждения.
Именно по этому человек не ложен вмешиваться в естественное течение жизни, «улучшать» среду обитания, ввозя неизвестные в данной местности виды или истребляя существующие. Любая «помощь» природе должна быть хорошо продумана, основываться на знании законов природы, учитывать потребности отдельных видов и предугадывать возможные последствия того или иного действия.
Часто воспитатели задают вопрос : «Как объяснить детям, что любого хищника надо охранять? Ведь он поедает других животных». Особенно дети жалеют зайчика, вероятно вследствие того, что он является героем сказок и мультфильмов. Однако роль хищника в природе определяется именно регулированием численности его «жертвы». Кроме того, растительноядные животные тоже поедают живые организмы – растения. Значит, заяц не лучше и не хуже волка. Однако не правы те воспитатели, которые используют словосочетание «природа жестока». Её законы – результат иной, не всегда понятной человеку логики, но соблюдать их не обходимо, если мы хотим существовать в нормальном мире.
На современном этапе экология всё чаще практикуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из – за ухудшающего состояния окружающей среды, нашёл своё отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека» и некоторых других.
Уверены: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любое своё действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты к развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения, и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, неотъемлемыми частями которого являются мир природы и среда, созданная человеком.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности родителей, поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляем соответствующие стенды, проводим консультации, экскурсии, нетрадиционные родительские собрания, в которых участвуют дети.
Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности, проводя праздники, игры экологической направленности и привлекая к этой работе родителей. Воспитатель способствует экологическому воспитанию ребёнка, развитию активного и ответственного отношения к природе.