Починская Евгения
Консультация для воспитателей по теме «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели консультации:
• Выяснить что такое фонематический слух, фонематическое восприятие.
• Раскрыть роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте.
• Познакомить воспитателей с играми по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
Актуальность
Публикация «Консультация для воспитателей по теме „Развитие навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Ребенок воспринимает слово глобального, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонематическую, т. е. последовательность звуков его составляющих. Поэтому работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.
Это необходимо для:
Обучения чтению
Грамотного письма в школе
Изучения родного языка
Звуковой анализ и синтез – это способность анализировать слово (разделение слова на отдельные фонемы) и синтезировать его (соединение отдельных звуков в единое слово). Звуковой анализ и синтез является фундаментальной основой успешного овладения чтением и письмом. Обучение начинают с 5 лет.
Звуковой анализ – это навык, которому необходимо планомерно учить.
Самостоятельно не формируется.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности.
В СТАРШЕЙ группе работа в этом направлении включает в себя:
Знакомство с понятием «звук», «буква», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
1. Звуки бывают разные: речевые (продемонстрировать, что это те звуки, которые мы произносим: [А], [У], [П], [Р], [Л], [Б] и так далее. Звуков мы не видим, а вот буквы мы видим, пишем и читаем) и неречевые звуки (продемонстрировать: послушать вместе с детьми звук проезжающей машины, звуки льющейся воды и так далее. Для этого в Интернете скачать звуки живой и неживой природы, звуки предметов, дети очень любят играть в игру «Что звучит?»).
2. И педагог, и дети должны понять разницу между понятиями «звук» и «буква» (если мы играем на слух, то это звуки) и всё время напоминать детям: «Мы сейчас не видим букв, поэтому это звук, а не буква».
3. Заучить понятие звук и постоянно спрашивать детей: «Что такое звук?» («Звук – это то, что мы слышим и произносим»). Можем ли мы увидеть звук?
4. Чтобы дети уяснили понятия «гласный звук» и «согласный звук» необходимо планомерно провести очень много занятий.
НА КАЖДОЕ ПОНЯТИЕ одно занятие.
НА КАЖДЫЙ ЗВУК ОТДЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ!
5. определение в словах первого гласного звука (показ картинок на это звук, и только через много занятий можно играть на слух);
6. анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (проводится с раздаточным материалом: звуки – это круги красного, синего и зелёного цвета);
7. определение наличия либо отсутствия в словах заданного звука.
! ОЧЕНЬ ВАЖНО НАЧИНАТЬ РАБОТУ, СЛЕДУЯ ПРИНЦИПУ «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ». Ни в коем случае нельзя требовать от ребёнка, например, определить последний звук в слове, не научив его определять первый звук.
Как помочь детям понять, где в слове находится первый звук?
Рисуете горизонтальную линию и говорите, что это любое слово. У слова есть начало, середина и конец. Пусть несколько детей покажут, где находится первый звук.
Как помочь детям запомнить гласные и согласные звуки?
Гласные звуки – поются и когда мы их произносим, воздух выходит изо рта свободно.
Изготовить три домика: для гласных – красный домик, для твёрдых согласных – синий и для мягких согласных – зелёный.
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ группе задания усложняются:
1. определение последнего гласного звука в словах;
2. определение первого согласного звука в словах.
3. определение последнего согласного звука в словах;
4. определение гласного звука в середине односложных слов (МАК, ЛУК, СОН, СУП);
5. синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (РОТ, МАК, ЛАК);
6. определение позиции согласного звука в словах (в начале слова, в середине или в конце);
7. определение количества слогов в словах;
8. синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
А теперь рассмотрим некоторые игры, которые можно проводить с детьми.
«Поймай звук» (с 5 лет)
Цель: учить ребенка выделять заданный звук из слова.
Ход игры:
Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук [А], хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.
Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук [А] голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука [А].
Упражнение «Назови слова на звук…» (с 5 лет)
Цель: учить подбирать слова на заданный педагогом звук.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям: Сегодня мы с вами поиграем со звуком [М]. Звук [М] очень любит все слова, которые начинаются на его звук – на звук [М]. Придумайте такие слова. Каждый ребёнок должен назвать хотя бы по одному слову.
«Три слова»
(или «Определи общий звук в словах»)
Цель: учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход игры:
Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.
Ребенок. Звук [У].
Взрослый. Где ты услышал звук [У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.
«Картинки» (с 5 лет)
(или «Назови первый звук в слове»)
Цель: учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
Ход игры:
Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?
Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук [А].
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук [А] (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки [А], [О], [У], [И].
«Составь слово из отдельно названых звуков» (с 6 лет)
(«Поймай словечко в ладошки»)
Цель: учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.
1-й вариант.
Ход игры:
Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал?
Ребенок. Слово мак.
Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы :ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.
2-й вариант.
Ход
Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. Ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.
Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.
«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок» (с 6 лет)
Цель: учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.
Ход игры:
Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово?
Ребенок. Не знаю.
Взрослый. Попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.
Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.
Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.
1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук.
Образец:
Картинки: шапка, автобус, рак.
Звуки: ш,а,р.
Слово: шар.
2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.
Образец:
Картинки: комар, трава, сок.
Звуки: р,а,к.
Слово: рак.
3-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.
Образец:
Картинки: куст, крот, кукла.
Звуки: с,о,к.
Слово: сок.
Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и, что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.
Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните еще раз правила игры, дайте образец выполнения задания. Не забывайте хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками, словом не пропал у ребенка.
«Цепочка слов» (с 6 лет)
Цель: учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход
1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.
Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.
Ребенок. Коза
И т. д.
Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т. п.).
«Волшебники» (с 6 лет)
Цель: учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.
Ход
Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С].
Взрослый Ребенок
Ток Сок (т-с)
Дом Сом (д-с)
Лук Сук (л-с)
Рекомендации: В начале игры уточните, с какого звука начинается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый звук в слове. Дайте образец ответа.
Дидактическая игра «Парашютики» (с 6 лет)
Цель: развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Правила игры:
Играть может как один, так и несколько детей.
1 вариант игры: Парашютики раскладываются перед детьми. Ребенок выбирает картинку и устно выполняет звуковой анализ данного слова, затем находит парашютик с соответствующей схемой и кладет под него картинку.
2 вариант игры: Перед детьми раскладываются парашютики с картинками. Картинки можно разложить неправильно. Ребенку необходимо проверить правильно ли подставлены картинки к парашютикам, доказать и исправить.
«Живые звуки, слоги» (с 6 лет)
Цель: учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.
Ход игры:
Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится.
Например:
- Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».
- Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».
- Оля, ты главный звук «и».
- Вера, ты второй звук слова «дно»
Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги, соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый). Перед детьми «живая» модель слова. Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.
«Найди ошибку» (с 6 лет)
Жучка будку не доела: неохота, надоело (булку)
Улетела на три метра шляпа дядина из ветра. (фетра)
На волке сметана, творог, молоко, (полке)
И рад бы поесть, да достать нелегко.
На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (лес)
Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей. (грачей)
На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок. (кочкам)
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.
Но зато ему потом на крючок попался дом. (сом)
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
«Там ползёт зелёный лук с длинными усами». (жук)
У вратаря большой улов — влетели в сетку пять волов. (голов)
Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая, пушки, (сушки)
Пугал крестьян окрестных сёл паривший в воздухе осёл. (орёл)
Над тихим озером росла пышноголовая метла. (ветла)
Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это. (билета)
Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку. (точку)
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (дочками)
На поляне весной вырос зуб молодой. (дуб)
Сели в ложку и — айда! По реке туда-сюда. (лодку)
На виду у детворы крысу красят маляры. (крышу)
Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке. (маки)
Мы собирали васильки, на головах у нас щенки. (венки)
Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. (коне)