Галина Бухтерева
Консультация для воспитателей по ФЭМП дошкольников «Учите детей мыслить логически»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.
Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики.
Публикация «Консультация для воспитателей по ФЭМП дошкольников „Учите детей мыслить логически“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Решая проблемную ситуацию, ребёнок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и различие. Так он открывает мир чисел и фигур. Решая логические задачи, ребёнок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развивает свои интеллектуальные и творческие способности, положительные черты личности.
Бывает, что подготовка к школе сводится к обучению письму, чтению и счёту. Проведённые исследования показали, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые усвоили недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те у которых отсутствует желание и привычка думать, проявляющие интеллектуальную пассивность.
Именно умение логически мыслить поможет ребёнку усвоить самый
трудный школьный предмет.
Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребёнок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребёнка в этой области весьма
скромны). Прежде всего, разберёмся в том, из чего складывается логическое мышление.
Логические приёмы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приёмами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приёмов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребёнка.
Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребёнка решать проблемные ситуации, делать определённые выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для её решения необходимо понять, в чём тут хитрость.
Логические задачки могут быть следующими:
1. Кай и Герда одновременно закончили строить крепости из снега, но Герда начала строить раньше Кая. Кто работал быстрее?
2. Если гусь стоит на двух ногах он весит 4кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?
3. У двух сестёр по одному брату. Сколько детей в семье?
Задания для детей можно брать как из книг известных авторов, так и из нашей повседневной жизни. Чтобы ребёнок научился выделять основные признаки объектов, необходимо, чтобы он «пальцами» почувствовал их разницу, то есть приобрёл опыт группирования предметов. Раскладывать по группам можно что угодно - от пуговиц до макаронных изделий разной формы.
Предлагаю вам поиграть с ребёнком в такую игру. Соберите в свою шкатулку различных мелочей: пуговицы двух-трёх цветов, крупные бусины, ракушки, хрусталики от люстры и т. п. Попросите ребёнка помочь вам разобрать вещи в шкатулке. Раскладывайте предметы «по видам» в разные кучки или коробочки. Следите, чтобы пуговицы, бусины и ракушки были сгруппированы по цветам и форме. По окончании игры посчитайте вместе с малышом, сколько получилось предметов каждого вида.
Взрослые часто ссылаются на нехватку времени. Готовите обед, позовите собой маленького помощника. Можно вместе с ребёнком приготовить суп, предварительно посчитав, сколько овощей разного вида для этого нужно. Не забудьте надеть фартуки на себя и ребёнка - это прибавит игре серьёзность настоящего дела! Попросите малыша помыть и приготовить 3 картошки, 1 морковку, 3 луковицы, 4 помидора, и т. п. Посчитайте вместе с ребёнком, сколько фасолинок вы положили
в суп. Когда суп сварится, не забудьте вместе вспомнить и перечислить, что и в каком порядке вы клали в кастрюлю.
Накрывая на стол, проговаривайте, сколько тарелок вы ставите, сколько вилок, ложек и ножей раскладываете на столе. Напоследок не забудьте поблагодарить малыша за помощь.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребёнком и родителем, ребёнком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Свободное и добровольное включение детей в игру: не
навязывание игры, а вовлечение в неё детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших.
Игра - это целенаправленная творческая деятельность, В процессе неё дети глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребёнок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.