Юлия Задворнова
Консультация для воспитателей «Пять идей, чтобы вырастить детей оптимистами»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЯТЬ ИДЕЙ, ЧТОБЫ ВЫРАСТИТЬ ДЕТЕЙ ОПТИМИСТАМИ
Нам хочется, чтобы они росли жизнерадостными,
не страдая от сомнений, тревог или плохого настроения.
Как сориентировать их в нужную сторону?
Все дети рождаются на свет оптимистами. Они радостно улыбаются нам с пеленок; изо всех сил учатся переворачиваться; делают свои первые шаги, несмотря на падения и ушибы. Задача мам и пап – не погасить в своем ребенке стремления радоваться жизни, получать удовольствие от повседневных событий. Часто мы своими «нельзя!», «не трогай!», «опасно!» гасим у ребенка желание познавать мир и получать радость от собственных действий. Тем самым формируется чувство опасности, боязнь активных действий. Общаясь с ребенком, родители во многом передают ему свое видение мира. Если мама и папа излучают уверенность в завтрашнем дне, радуются настоящему, спокойно воспринимают и преодолевают трудности, этому учится и их ребенок. Оптимистичное мировоззрение закладывается в малыше, когда ему предоставляется возможность чего-то добиться собственным трудом, когда его усилия замечены и положительно подкреплены, когда он чувствует себя уверенно и комфортно. Очень важна при этом психологическая поддержка взрослых, она укрепляет уверенность в том, что окружающий мир стабилен и прекрасен. Перед родителями стоит задача укрепить ребенка в таком видении мира. Как воспитать оптимизм? Чтобы воспитать оптимиста, родителям нужно начать с себя. Являетесь ли вы сами жизнерадостным человеком, воспринимающим жизнь в позитивном ключе? Вспомним простой пример: стакан, наполненный водой или любой другой жидкостью ровно наполовину. Оптимист скажет, что стакан наполовину полон, а пессимист – что он наполовину пуст. Так и мы должны учиться видеть в самых обыкновенных вещах позитивное начало, использовать открывающиеся возможности, а не концентрироваться на минусах.
Публикация «Консультация для воспитателей „Пять идей, чтобы вырастить детей оптимистами“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Оптимисты — это люди с позитивным отношением к жизни. Они спокойнее воспринимают неудачи, легче преодолевают трудности, увереннее смотрят в будущее и верят в то, что всё будет хорошо. Благодаря своему отношению к жизни они меньше болеют и дольше живут. Воспитывать оптимизм нужно с детства, постепенно прививая ребёнку позитивный взгляд на вещи. Вот несколько советов как воспитать в ребёнке оптимизм.
Прежде всего, настройтесь на позитивный лад сами.
Малыш особенно чутко чувствует настроение взрослых. Если они довольны, веселы и дружелюбны, то и ребенок будет жизнерадостным. Однако стоит немного занервничать, как у малыша поднимается уровень тревожности. Это нормально. Ребенок должен привыкать к реальности, поэтому ограждать его от всех трудностей тоже не стоит. Гораздо важнее воспитать в нем такую жизненную стойкость, с которой ему море будет по колено. Процесс воспитания детей – оптимистами, очень долгий и требует от родителей упорства и последовательности, но эти усилия могут изменить жизнь детей, вернут им уверенность, способность улыбаться и не бояться будущего.
Поощрять его любопытство
Маленький ребенок жаждет открытий. Все, чего он касается, что пробует, что нюхает, вызывает у него желание отважиться выйти из привычной среды. И наша задача – дать ему свободу экспериментировать. Поддерживайте его любопытство и любознательность. Присматривайтесь к тому, что он делает, стараясь понять, что им движет, и присоединяйтесь к его занятиям. Иначе предоставленный самому себе перед лицом загадок, которые ему не по силам разрешить, ребенок постепенно потеряет интерес и начнет сомневаться в себе. Делиться восхищающими нас открытиями, объяснять, отвечать на его вопросы, приобщать его к новым книгам, выставкам, путешествиям – все это может создать у ребенка ощущение, что жизнь готовит ему много удовольствий впереди. Этого достаточно, чтобы с радостью стремиться в будущее.
Не драматизировать его ошибки
Открывая мир, ребенок также исследует собственные границы. Когда неудач слишком много, он чувствует себя ни на что не годным и опускает руки при малейшей трудности. Поэтому взрослым важно осознать страхи (часто не имеющие под собой оснований, которые мы передаем детям, сами того не желая. Стоит задуматься: а как я сам обхожусь со своими ошибками? Помогаю ли понять сыну или дочери, что ошибка – это возможность чему-то научиться? Необходимо оценивать не ребенка, а то, что он сделал, Разделяйте его старания, усилия, поддерживайте их. Если мы доверяем ребенку, умеем быть с ним, не выполняя, однако, задачи вместо него, позволяем самому искать решение, ценим его успехи, мы тем самым повышаем его стойкость и надежду преуспеть в разных начинаниях.
Помогать ему мыслить точнее и конкретнее
Что может помочь ребенку активно владеть ситуацией, а не пассивно терпеть ее. Оказывается, для пессимистической установки характерны две особенности: принимать неудачи на свой счет («Со мной произошло что-то плохое, потому что я плохой») и обобщать («Вот так всегда»). Обе установки приводят к чувству беспомощности. Не бывает так, чтобы не получалось вообще ничего. Поэтому, когда ребенок терпит неудачу, лучше как можно точнее объяснить ему, что произошло, чего именно ему не хватило. Тогда и решения станут для него яснее и очевиднее, причем такие, которые ему доступны и никак не зависят от злого рока.
Привить ему вкус к усилиям
Ребенку потребуется много энергии, чтобы завоевать свое место в жизни, осуществить то, что сделает его счастливым. Для этого он должен как можно раньше почувствовать, что усилия окупаются: дают ему новые навыки или улучшают его жизнь. Поэтому не нужно критиковать ребенка за то, что он еще не умеет делать, и сравнивать его с другими детьми, у которых это получается. Когда перед ребенком стоит задача, которая кажется ему невыполнимой, напомните ему об успехах, которых он достиг благодаря своим усилиям (научился ходить, читать, плавать). Помогайте ему замечать и ценить хорошие моменты. Они станут ему защитой в периоды сложностей, которые неизбежно будут. Почему бы не завести такой ритуал: перед сном вспоминать вместе те моменты, где он смог превзойти себя, где его усилия были вознаграждены, то, чем он может гордиться, приучая его тем самым фокусировать внимание на хорошем.
Развивать доверие к миру
Одни дети-пессимисты избегают общения, другие выбирают в друзья тех, кто чувствует себя еще более неуверенно. То, как ребенок смотрит на себя и на мир, слишком зависит от других людей, способных обогатить его взгляд на мир или обеднить его. Поэтому, развивая в детях доверие к миру, к людям, мы учим их открываться другим, обращаться к ним за помощью, опираться на нее. Когда ребенок вступает в отношения с разными людьми (одни из них его успокаивают, другие стимулируют, он знает, что может рассчитывать на других, и ощущает себя в большей безопасности. Мы поможем ему познавать мир, интересуясь его друзьями, развивая его эмпатию, показывая, как велика ценность дружбы.