Вакурова Вера
Консультация для воспитателей «О воспитании любви к природе посредством понимания Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«О воспитании любви к природе через понимание Родины»
Одна из главных задач, стоящих перед воспитателем – воспитать любовь к Родине. Это первая из ценностей нашего общества, которая лежит в основе патриотического направления воспитания. Воспитывать любовь к родной природе – значит воспитывать и любовь к Родине.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом общении они видели средство всестороннего развития ребенка. Хорошо известно в педагогике положение К. Д. Ушинского о том, что природа является одним из могущественных факторов воспитания человека. Без этого фактора самое тщательное воспитание будет сухим и односторонним. «Бедное дитя, - писал Ушинский, - если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется с той полнотой и свежестью, к которым способна душа человеческая».
В детском саду ознакомление с природой является одним из основных средств воспитания. Знакомя детей с природой, ребенок умственно развивается. Одновременно в ребенке воспитываются нравственные качества и эстетические чувства. Давая детям первоначальные, достоверные знания о предметах и явлениях природы, простейших связях между ними, мы содействуем формированию у детей материалистического миропонимания.
Общими переживаниями, заботами и радостями, связанными с наблюдениями природы, уходом за животными растениями, дети между собой объединяются. Когда вы знакомите своих детей с природой, надо выбирать для наблюдений предметы и явления, вызывающие у ребенка радостные эмоции своей красотой: «золотую» березку с ее резными листочками, ярко бардовый цветок, маленького пушистого котенка, майского жучка, радугу после грозы. Особенно ценным является умение передать свою любовь к природе, бережно и настойчиво поддержать и развить эту любовь и воспитывать на ее основе у детей положительные черты характера.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется М. М. Пришвин писал: «Никогда весна новая не приходит опять такой как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими, как были.»
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в будущем.
Чувства любви к природе можно воспитать, если знакомить ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Пусть проследит, как птица учит летать своих птенцов, как трудятся муравьи. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше. Восприятие природы помогает развивать такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое внимательное отношение ко всему живому. Ребенок полюбивший природу не будет безумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребенок всегда активен, нужно направить его деятельность. В нашей стране обширные леса, больше всего в мире рек и озер, у нас живут разнообразные животные и птицы: от белого медведя до тигра, от воробья до гагары. В наших лесах и парках растут удивительные растения.
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Задачи, стоящих перед воспитателями при ознакомлении детей с природой:
- формирование у детей элементарной системы знаний о природе. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношений между ними.
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
- формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.
Третья задача — формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.
Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного - отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.
В своей работе с детьми в нашем детском саду, мы используем методические пособия Соломенниковой Ольги Анатольевны «Ознакомление с природой в детском саду». Для каждого дошкольного возраста с 2 до 7 лет, где прописаны краткие методические рекомендации, конспекты занятий, а также содержание наблюдений в природе в каждой возрастной группе. «Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенникова, где подробно описаны методические рекомендации по элементарным экологическим представлениям дошкольников. В методкабинете есть «Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П. Г. Саморуковой. - М. "Просвещение",1992., для работы с детьми по воспитанию детей через приобщение к природе.
Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.
Используемая литература
1. Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П. Г. Саморуковой. - М. "Просвещение",1992.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.