Надежда Антоненко
Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание в процессе организации разных форм двигательной активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетными и наиболее эффективными в настоящее время являются
комплексные и интегрированные занятия. Основу их составляет триединство
воздействия на организм и личность ребенка взаимосвязанных компонентов – движения,сюжета,музыки. В результате этого синтеза создается система,
способствующая наиболее полному раскрытию нравственных и физических
возможностей ребенка. В структуру таких занятий включаются: психогимнастика, дыхательная и пальчиковая гимнастики, упражнения для
релаксации, игры с персонажами, гармонично отражающие сюжетную
линию занятия. Одновременное, взаимосвязанное решение оздоровитель-
Публикация «Консультация для воспитателей „Нравственное воспитание в процессе организации разных форм двигательной активности детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
ных,образовательных,воспитательных задач способствует разносторон-
нему развитию личности ребенка и укреплению здоровья в целом, а не
только его физической составляющей.
В дошкольном учреждении основной и наиболее рациональной
формой двигательной активности детей являются физкультурные занятия.
Задачи нравственного воспитания на физкультурных занятиях решаются
через сюжетную линию. Например: на занятии “Как физкультурник спешил
на помощь к снеговику” у детей формируется чувство отзывчивости ;
на занятии “ Приключение бельчонка Кеши” воспитывается дружелюбие,
взаимовыручка; на занятии “Путешествие в город Вежливости” формируются
навыки культурного поведения и т. д.
Другой формой двигательной активности является утренняя
гимнастика игрового характера. Такую гимнастику отличают: тематическое
содержание, игры, музыкальное сопровождение, положительные эмоции
и красивая, образная речь педагога. Задачи нравственного воспитания и
создание положительного эмоционального фона решаются с помощью
игровой ситуации: поход в гости к любимому сказочному герою, неожиданное появление интересного гостя, смешная походка, улыбка,
веселый совместный танец, стихотворный текст, музыка. В каждом таком
комплексе утренней гимнастики игрового характера есть свой сюжет,
включены игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения,
игры на формирование умения чувствовать настроение окружающих и
сопереживать им, дыхательные упражнения. Такие комплексы представлены
в книге Т. Е. Харченко “Утренняя гимнастика в детском саду”.
Двигательная сказкотерапия – наиболее эффективное средство
духовно-нравственного воспитания. Сказки во все времена были и остаются
самым эффективным способом общения с детьми. Именно в сказке добро
борется со злом, решая вопросы нравственного воспитания.
Следующей формой двигательной активности являются : психогимнастика, танцевально-двигательные и телесно-ориентированные
техники. Они помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции,
чувства, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией, а понимая
эмоциональное состояние другого человека, ребенок учится учитывать его при общении.
И наконец, очень любимая детьми форма двигательной активности-
подвижные игры. Любая подвижная игра решает задачу нравственного
воспитания – обучает коммуникативным умениям. Например игра “Все ко мне”. Цель игры: способствовать положительной эмоциональной
идентификации детей друг с другом и формировать стремление играть
вместе. По содержанию очень проста. Дети под музыку бегают врассыпную.
Как только музыка перестает звучать, воспитатель командует :”Все к Мариночке!” Все дети должны собраться около этого ребенка. Далее называются имена других детей, предпочтительно детей некоммуникабельных, стеснительных. Подвижные игры коррекционного
характера решают задачи детей с отклонениями в нравственном развитии.
Например малоподвижная игра “Комплименты”. Сидя в кругу, дети берутся
за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов,
за что – то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит:” Спасибо,
мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу, игра
продолжается по кругу. Игра “ Сбрось усталость” учит детей снимать
психоэмоциональное напряжение. Суть ее такова. Детям предлагается встать, расставив широко ноги, слегка наклонить тело вперед и,свободно
опустив руки, расправив пальцы, склонить голову к груди, приоткрыть
рот. Слегка покачаться из стороны в сторону, вперед и назад. “ А сейчас
резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость,
чуть – чуть осталось, повтори еще раз”.