Лариса Слободян
Консультация для воспитателей на тему «Последовательность работы с картиной в детском саду» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
В средней группе важная роль принадлежит образцу рассказа воспитателя. Нередко дети просто копируют его.
В старшей группе подход к этому вопросу должен быть иным. Если при рассматривании картины дети были активны, а их суждения логичны и доказательны, предлагать образец рассказа не нужно. Также нецелесообразно давать описание самого трудного фрагмента картины. Осмыслить его детям помогают вопросы причинно-следственного характера, а возможность самостоятельного описания особенно привлекает их.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Последовательность работы с картиной в детском саду“ (часть 2)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В подготовительной группе продолжается работа по совершенствованию речевых умений и навыков детей. Перед составлением рассказов воспитатель даёт указания к коллективным рассказам, намечет план рассказа: «Дети, сегодня мы начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Рассказывать будете по очереди: один начнёт, другой продолжает, а другой - заканчивает. В начале надо рассказать об этой группе детей, затем о том-то и т. д.».
Структура непосредственно образовательной деятельности по составлению рассказов по картине, включает следующие части :
вводное слово воспитателя,
беседа по картине,
словарная работа,
использование игровых элементов,
указания воспитателя, план рассказа,
составление рассказов детьми,
итог занятия.
В старших группах дети учатся составлять творческие рассказы по картине, т. е. опираясь на содержание картины, они способны представить, как могло начаться событие и о чем оно завершится. Такая деятельность строится сначала по общепринятой методике:
а) беседа по содержанию картины,
б) связь отдельных частей,
в) словарная работа, активизирующая трудные слова.
Уже в беседе по содержанию картины задаются несколько вопросов, стимулирующих воображение детей, заставляющих думать о событиях, предшествующих изображенному на картине или последующих событиях. Каждый ребёнок может по-своему представить дальнейшее развитие действия, однако придуманное должно основываться на понимании логики действия.
В группах старшего возраста используются все виды рассказов по картине : описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии картинок с развивающимся сюжетом.
Но немного слов хочется сказать о работе с пейзажными картинками. К восприятию этих картин подводят детей постепенно, через опору на эмоциональные переживания, связанные на с наблюдениями в природе. Точно подобранные вопросы помогут определить характер картины, её настроение. Например, что хотел художник рассказать про этот лес? И др. При знакомстве с картинами такого типа хорошо использовать музыку, поэтические произведения. Помогает понять настроение картины и такой методический приё м: воспитатель спрашивает детей о том, какое бывает у них настроение, когда они играют в снежки? Или, когда нет дома мамы? И т. д.
Большое значение имеет рассказ-образец воспитателя или литературный образец. Широкие возможности представляют произведения о природе И. Соколова-Микитова, Скребицкого, Пришвина, Есенина, Пушкина и других писателей-знатоков и ценителей природы. В начале и ходе непосредственно образовательной деятельности педагог может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину. Можно подвести детей к сравнению разных по настроению картин. Например, интересно проходит сравнение картины Левината «Золотая осень» и картины Нисского «Тишина».
Постепенно у детей формируется умение правильно чувствовать настроение отраженное художником в пейзаже и передавать его в своем рассказе, развивается образная речь.
Выслушав выступление ребёнка, педагог анализирует и оценивает его рассказ, привлекая к этому всю группу. Он задает вопросы, отвечая на которые дети выражают свои впечатления, высказывают свои мнения. Затем воспитатель сам кратко и четко оценивает рассказ, так как это поможет другим детям более осмысленно контролировать свою речь, не повторять речевых ошибок. При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины, полноту и точность, живую, образную речь, умение логически переходить от одной части рассказа к другой. Смысл применения оценки в том, чтобы дети подражали такому качеству рассказа, какой похвалил воспитатель, и избегали того, что он не одобрил. Оценка должна повлиять не только на ребёнка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей. Поэтому оценки даваемые в конце деятельности, обычно бесполезны: кроме того, детям трудно запомнить, каково было качество всех прослушанных рассказов, т. к. к концу деятельности они утомляются и не могут воспринять слова воспитателя.
Развитию связной речи по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Так, например, в беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения:
- придумывание сравнений и определений;
- подбор синонимов и антонимов;
- придумать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- назвать предмет в единственном и множественном лице;
- кто заметит больше качеств предмета;
- составление предложений по опорным словам;
- придумайте название этой картинки из 2 слов и т. д.
- постарайтесь сказать что-нибудь о весне (зиме, лете, осени, так, чтобы всем было понятно, чтобы все увидели что-то красивое, интересное, обрадовались чему-то.
Именно такие задания. Где решаются разные речевые задачи, наиболее эффективны для развития связной речи.
Игровые элементы в непосредственно образовательной деятельности повышают интерес, учат видеть произведение, учат размышлять, повышают умственную активность. Например, педагог закрыв листком бумаги (в тон картины) часть репродукции, спрашивает: что изменилось бы в содержании картины, если бы художник не нарисовал эту часть. Педагог описывает возможные варианты. Конечно, на первых порах дети будут испытывать некоторые трудности, и в этом плане им будет полезен рассказ самого воспитателя. Представляя, скажем, картину «Зимние забавы», воспитатель вслух рассуждает : «А мне кажется, что без этих детишек, весело барахтающихся в снегу после неудачного спуска с горы, в картине исчезла бы радость, веселье».
В ходе беседы можно использовать приём акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, приём вхождения в картину – этот метод очень популярен при ознакомлении детей с произведениями живописи. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувство сопереживания. Интересно проходит игра «Опиши свою картину», здесь используется рамочка из картона, которая прикладывается к картине, и ребёнок описывает изображенное в рамочке.
2 Практическая часть. Деловая игра (2 команды)
1. Расскажи о своей картине (использование рамочки из картона)
2. Придумайте речевые задания по этой картине.
3. Придумайте рассказ, предшествующий сюжету картины.
4. Придумайте рассказ, последующий после этого сюжета картины.
Закончить эту тему я хочу словами К. С. Станиславского: «Надо оставлять в передней свои личные заботы, неурядицы, усталость и с открытой душой нести детям драгоценные дары искусства».