Елена Калинкина
Консультация для воспитателей «Мыследеятельностная педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое мыследеятельностная педагогика
Мыследеятельностная педагогика достаточно новый для нашего образования подход, но ее основания имеют прочные исторические корни и традиции. Ни один педагог или психолог не станет оспаривать роль содержания образования в развитии человека. Но так сложилось исторически, что долгое время (начиная с Яна Амоса Коменского) в образовании содержание понималось только с точки зрения материала, а основой для его усвоения были знания, умения и навыки. Не даром основным критерием успешности ребенка является степень и скорость усвоения материала.
Публикация «Консультация для воспитателей „Мыследеятельностная педагогика“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Появление деятельностного содержания образования позволило выделить кроме материала еще и ту деятельность, которую человек с материалом осуществляет. В этой новой педагогической парадигме содержанием образования становятся формы деятельности.
Важнейшим постулатом с приходом деятельностного подхода становится «средствиальность» содержания образования, то есть содержанием становится то, что используется человеком как средство в деятельности. Но, средство не является натурально существующей вещью, оно отличается от орудия и инструмента. Чтобы освоить средство или систему средств человеку требуется ряд способностей, которые позволять ему это осуществить, а так же выстраивать новые средства, если такая необходимость возникает.
Собственно переход к содержанию образования с точки зрения тех культурных способов мышления и деятельности, которые позволяют человеку осуществлять любую деятельность, и становится рубежом, с которого начинается мыследеятельностная педагогика.
Для того, чтобы педагог смог работать в мыследеятельностном подходе, его нужно обучать таким не свойственным для традиционного педагога видам деятельности как сценирование, антропологическая диагностика, дидактический дизайн. Пока, к сожалению, педагогические ВУЗы не готовят таких специалистов. Но определенные шаги в преобразовании педагогической практики уже есть – это система экспериментальных площадок и инновационных сетей, где осуществляется разработка, исследование, практическая реализация новых программ и подготовка педагогов.
Более пятнадцати лет назад в Москве появилась первая экспериментальная площадка, разрабатывающая мыследеятельностное содержание образования, направленное на выращивание у детей способностей мышления, понимания, рефлексии, действия, коммуникативных способностей. Базой для этой работы стала школа № 1314, где в образовательный процесс стали вводиться метапредметы «Знак», «Проблема», «Знание», «Задача», детско-взрослые образовательные проекты, организационно-деятельностные игры (д. п. н. Громыко Ю. В., Крупнов Ю. В., к. ф. н. Громыко Н. В., к. п. н. Глазунова О. И., к. п. н. Дмитриев Д. Б., Андрюшков А. А., к. п. н. Алексеева Л. Н., Лазарев А. С., Устиловская А. А., Сунцова Л. В., Семин И. И., Усольцев С. П. и др.).
Реализация программ метапредметов и форм проектной деятельности, разработанных для школы, показала, что требуется определенная готовность детей к предлагаемой им работе. В связи с этим обстоятельством началась разработка программы для дошкольной ступени и начальной школы, основанной на принципах мыследеятельностной педагогики. Так, в 1994 году, появился проект образования и воспитания детей дошкольного и начального школьного возраста, получивший название «Материнская школа» (д. п. н. Громыко Ю. В., Крупнов Ю. В., к. п. н. Акопова Э. С., к. п. н. Алексеева Л. Н., Иванова Е. Ю., к. п. н. Амяга Н. В., к. п. н. Черепова Н. Ю., к. п. н. Бычкова Н. И., Курнешова Е. Н. и др.).
Разработка образовательной программы, позволяющей формировать у детей такие способности как воображение, мышление, понимание, рефлексия, организация коллективного действия и самоорганизация, коммуникативные и языковые способности, является одной из основных задач работы экспериментальной площадки «Материнская школа». Базовым учреждением для эксперимента стала ГОУ начальная школа – детский сад № 1835. В настоящее время действует инновационная сеть «Мыследеятельностная педагогика», включающая более десяти школ и детских садов, в которые инновируются как отдельные программы, направленные на развитие определенной способности, так и программа мыследеятельностной педагогики для дошкольной ступени и начальной школы в целом.
Проект «Материнская школа» прошел экспертизу и получил звание лауреата на международной московской выставке «Школа – 2003», а 2004 году стал победителем конкурса инновационных программ Российского образовательного форума и получил звание лучшего инновационного проекта.
Работа со способностями может осуществляться в виде отдельных курсов («Развитие воображения на материале русской народной сказки», «Развитие воображения на материале художественно эстетической деятельности», «Формирование языковой способности», в виде метапредметных курсов, захватывающих фрагменты разных учебных предметов (освоение техник различительной работы, развитие коммуникативных способностей, развитие способности понимания, а так же в виде реализации принципов взаимодействия между членами сообщества в любой, не только учебной, деятельности (формирование способности организации действия, игры для развития понимания и мышления и др.).
В основе мыследеятельностного содержания образования лежит развитие способностей: воображения, мышления, понимания, коммуникации, самодеятельности и самоорганизации, которые дадут ребёнку возможность осваивать разные предметные области.
Обычно мы считаем, что способности либо даны человеку, либо нет и ничего здесь сделать нельзя. Но в мыследеятельностной педагогике способности понимаются не как врожденные дары, а как осваиваемые человеком культурные способы. Следовательно, уровень способностей человека зависит от того, насколько упорно он осваивал и присваивал (делал своими) культурные способы мыследеятельности. Огромное значение в этом нелегком процессе имеет педагогическая система, через которую этот человек прошел.
Есть педагогическая система, ориентированная на знания, умения и навыки. Привычное нам содержание образования в виде ЗУНов упаковано в привычную форму учебных предметов. Даже у дошкольников есть учебные предметы и своя сетка часов: математика, развитие речи, ознакомление с окружающим, лепка, рисование и т. д. Проходя через эту систему, ребенок готовится к школе, получая необходимый набор умений и знаний.
Есть система образования, в которой появляется деятельностное содержание образования. На дошкольной ступени она не получила такого широкого распространения как например в начальной школе, но в практику образования начали вводиться различные виды деятельности – конструирование, игра, квази-исследование. Ребенок в этой системе осваивает не только конкретные умения и навыки, он получает опыт различных видов деятельности, а значит, понимает, как они устроены, может ставить задачи и владеет способами этих видов деятельности.
В мыследеятельной педагогике содержанием становятся выделенные и описанные дидактами способы мышления, понимания, организации действия, коммуникации. Эти способы, ставшие достоянием культуры, могут при определенных условиях передаваться подрастающему поколению. Для этого не подходит урочная форма работы с детьми, а самое главное нужен педагог, умеющий складывать такие образовательные ситуации, в которых ребенок мог бы присваивать эти способы. Поскольку в настоящее время получить специальное образование мыследеятельностного педагога достаточно сложно, воспитатели и психологи, желающие развивать в своих питомцах способности, повышают квалификацию через специальную форму подготовки – инновационную сеть. Осваивая дидактику и методику, педагоги-инноваторы проводят занятия с детьми, описывая и аналиируя занятия, они вносят вклад в методику формирования способностей.
Самым сложным и самым интересным для педагогов - инноваторов стал переход от привычного тематического видения учебной программы к видению формы работы детей. Одну и ту же тему можно пройти, «задействовав» разные способности – все зависит от того, какую работу выполняют дети.
Привычная воспитателям форма работы не позволяла развивать способности ребенка. Обычно, занятие в дошкольной группе строится следующим образом: воспитатель определяет тему занятия, подбирает задания для детей, на самом занятии обеспечивает показ того, что должны освоить дети и добивается от них воспроизведения показанного. Например, дошкольники осваивают пересказ на занятии по развитию речи. Воспитатель демонстрирует детям правильный пересказ, просит детей повторить, выделяет тех, кто справился с заданием, помогает испытывающим затруднения. Изготовление какой-либо поделки на занятиях по лепке: педагог помогает детям на каждом этапе работы, показывает приемы, обеспечивает воспроизведение этих приемов детьми. Дошкольник осваивает различные знания, умения и навыки из самых разных предметных областей, но развиваются ли при этом у ребенка способности?
Оказывается, ребенок может освоить алгоритм действия, но не освоить способ, может суметь повторить действие, но не обязательно понимает, почему именно так нужно действовать, может усвоить информацию по изучаемой теме, но самостоятельно построить знание или перенести это знание на другую ситуацию не может. Такой результат мы получаем, если работаем со знаниями, умениями и навыками, но не формируем способности ребенка. Освоенные культурные способы мышления, понимания, действия, коммуникации «свободны» от материала, на котором они формировались, то есть, ребенок может перенести освоенный способ на любой другой предметный материал. Более того, диагностика освоенности культурного способа, составляющего основу способности ребенка, проверяется именно возможностью применения его на незнакомом материале, в новой ситуации.
Для того, чтобы малыш осваивал не только привязанные к предметному материалу знания, умения и навыки, но и общие свободные от материала культурные способы не требуется введения новых предметов. Содержание образования зависит не столько от предмета, сколько от характера взаимодействия взрослого и ребенка во время занятий, от той деятельности, которую должен осуществить ребенок. Когда ребенок выполняет задание педагога, отвечает на его вопросы, пытается получить определенный результат, он может осуществлять понимание, мышление, воображение, строить собственное действие, а может выступать только в роли исполнителя конкретных действий, роли, предписанной ему педагогом. Давайте на конкретном примере посмотрим, как по-разному можно построить одно и то же занятие, в зависимости от педагогической цели : развивать способность организации действия или формировать знания, умения и навыки.