Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Методические требования организации и проведение утренней гимнастики в ДОУ»

Тангаева Татьяна
Консультация для воспитателей «Методические требования организации и проведение утренней гимнастики в ДОУ»

Утренняя гимнастика – это комплекс физических упражнений умеренной нагрузки, который помогает организму окончательно проснуться, тонизирует его, даёт заряд бодрости на целый день.

Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельностное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, дает высокий оздоровительный эффект. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). Воспитатели и дети занимаются в трикотажной физкультурной форме (не плотной, не джинсовой, босиком, нательные майки при этом снимаются. Оптимальной считается t- от 18-20градусов.

Публикация «Консультация для воспитателей „Методические требования организации и проведение утренней гимнастики в ДОУ“» размещена в разделах

Общая продолжительность утренней гимнастики в I младшей группе-5мин. ; во II младшей-6мин. ; в средней- 8мин. ; в старшей- 10мин. ; в подготовительной- 12мин. ;

Существует следующие виды проведения утренней гимнастики : игрового или имитационного характера; с использованием полосы препятствий; с включением оздоровительных пробежек; с использованием простейших тренажеров; ОРУ с предметами и без предметов. В нашем детском саду применяется утренняя гимнастика с включением полосы препятствия, ОРУ с предметами и без предметов, игрового и имитационного характера, эти комплексы чередуются между собой.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить детям правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Комплекс утренней гимнастики подбирается из физкультурных занятий, рассчитан на 2 недели (т. е. на 10 рабочих дней). Усложнение дается, начиная со 2 недели выполнения комплекса. Важно, чтобы требования выполнения упражнений со стороны инструктора по физической культуре и воспитателей были едины. Рассмотрим эти методические требования далее.

Физическая нагрузка на утренней гимнастики должна возрастать постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики.

В структуру утренней гимнастики входит : вводная, основная и заключительная части. Вводная и заключительная части занимают по времени 1-2 минуты, все оставшее время приходится на основную часть утренней гимнастики.

Вводная часть включает в себя разнообразные виды ходьбы, бега, прыжков. Эта часть помогает организовать детей, сосредоточить и концентрировать их внимание. Полезно менять скорость ходьбы и бега - от медленного до быстрого, от быстрого до медленного (с ускорением и замедлением). Нужно следить, чтобы дети при ходьбе и беге не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо перед собой, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает возможные ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая движение. Вводная часть заканчивается построением в круг, стайкой – в первых младших группах и перестроением - во вторых младших – подготовительных группах: в две, три, четыре колонны. При выборе направляющего нужно учитывать, чтобы он: четко ориентировался в пространстве, точно реагировал на команды воспитателя, задавал правильный темп выполнения.

При проведении утренней гимнастики с предметами необходимо предварительно продумать порядок их раздачи и сбора. Следует приучать детей аккуратно складывать предметы после выполнения упражнений. В младших группах предметы раздает воспитатель, а начиная со среднего возраста в процессе перестроения дети самостоятельно берут (или кладут) нужные атрибуты.

Основная часть утренней гимнастики самая продолжительная по времени. Она включает в себя общеразвивающие упражнения.

При проведение ОРУ воспитателями применяется «зеркальный показ». Упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности сверху вниз: сначала даются упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног. Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличивается с возрастом детей, по мере совершенствования их физической подготовленности. Для детей первой младшей группы рекомендуется 3-4 упражнения; для второй младшей – 4 упражнения; средней- до 5 упражнений; старшей- до 6 упражнений; подготовительной- до 8 упражнений. В первых и вторых младших группах упражнения повторяются 4-5 раз; в средней 5-6 раз; в старшей 6-8 раз; в подготовительных 8-10 раз. При этом упражнения для рук и плечевого пояса повторяются большее количество до 8-10 раз; а более трудные – для мышц живота, спины 4-6 раз.

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддержанию прямого положения тела, а так же формированию навыка правильной осанки.

Кроме того, важно помнить, что общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, животе). Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличивать напряжение отдельных мышц. Нужно отметить два наиболее важных приема показа детям упражнений из положения «лежа» : сначала воспитатель показывает и объясняет, как выполняется упражнение, затем дети принимают исходное положение; воспитатель показывает упражнение стоя (если это возможно). В конце основной части выполняются разные виды прыжков, которые чередуются с ходьбой на месте. Ходьба позволяет организму восстановиться после двигательной нагрузки.

Заключительная часть утренней гимнастики включает в себя разнообразные виды ходьбы, бега, и упражнение на восстановление дыхания. Начинается с перестроения в колонну по одному. В этой части бег проводится в более быстром темпе для тренировки сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается: для младшего возраста она составляет 10-20 сек., для среднего до 25 сек., для старшего до 30 сек., для детей подготовительной группы до 40 сек. Воспитатель следит, что бы дети бежали на носках, поднимая колени. Обязателен переход на обычную ходьбу в быстром темпе. В конце утренней гимнастики выполняются упражнения для плечевого пояса и рук в сочетании с упражнениями на восстановление дыхания, которые помогают организму восстановиться после двигательных нагрузок.

При выполнении утренней гимнастики активно используется прием имитации во всех возрастных группах. Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и часто на одном образе («птички», «бабочки», и т. д.). Указания даются детям соответственно подобранному образу («воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старших – подготовительных группах - для выполнения отдельных элементов упражнения.

Эффективность утренней гимнастики достигается не столько за счет числа упражнений и количества повторений, сколько за счет качества выполнения их детьми. Четкое действие в заданном направлении, с определенной амплитудой, необходимым напряжением и расслаблением различных мышечных групп, с соблюдением ритма и темпа способствуют развитию координации движений у детей, оказывают влияние на формирование правильной осанки и физическое развитие ребенка в целом.

Очень часто при проведение утренней гимнастики используется музыкальное сопровождение. Одним из требований музыкального сопровождения на утренней гимнастике является подбор музыки отдельно для бега и ходьбы. Для бега используется музыка в более быстром темпе, а для ходьбы в среднем темпе и четким ритмом. Музыкальное сопровождение помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения, определяет темп выполнения отдельных движений и их элементов, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером и темпом, выполнять упражнения четко, выразительно. Музыку может заменить и счет. Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими элементы техники выполнения. Целесообразное чередование счета, слов и других сигналов способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движения. Но должен использоваться только один из приемов ритмического сопровождения : музыка, счет, хлопки или бубен.

Часто в летней период дети разных возрастных групп объединены в какой-то одной группе. Поэтому необходимо уточнить особенности методики проведения утренней гимнастики в смешанной группе. Если дети в группе резко отличаются по возрасту (от 2-3 до 6-7 лет, тогда утреннюю гимнастику лучше проводить отдельно с каждой подгруппой.

Если разница в возрасте между детьми небольшая (средняя и старшая группа, то утренняя гимнастика проводится одновременно со всеми детьми. При перестроении старшие дети помогают младшим. В ходьбе старшим детям даются более сложные задания (например, поставить руки к плечам).

Общеразвивающие упражнения подбираются такие, чтобы они были доступны обеим возрастным группам, и все дети одновременно начинают их выполнять. Затем дети младшего возраста заканчивают, а старшие продолжают выполнять упражнения еще несколько раз в более быстром темпе. Когда проводятся бег и прыжки, то для детей старшего возраста увеличивается дозировка.

Публикации по теме:

Консультация «Укрепление организма дошкольников и развитие движений посредством утренней гимнастики» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второй задачей нашего ДОУ является "Укрепление организма дошкольников и развитие движений по средствам.

Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет»Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет» Прогулка на свежем воздухе играет ведущую роль для укрепления здоровья и профилактики утомления каждого человека и конечно же маленьких.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Проведение гимнастики после дневного сна во второй группе раннего развитияПроведение гимнастики после дневного сна во второй группе раннего развития Проведение гимнастики после дневного сна. Вторая группа раннего развития. Детям дошкольного возраста дневной сон необходим, так как он играет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Методические требования организации и проведение утренней гимнастики в ДОУ»
Опубликовано: 13 марта 2020 в 12:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Методические требования организации и проведение утренней гимнастики в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Тангаева Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД