Валерия Покотило
Консультация для воспитателей «Методические приемы или особенности организации театрально-драматической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Сотворчество детей и взрослых - одна из возможностей реализации педагогики в детских садах.
Это одна из возможностей. Эмоционально насыщенное общение, основанное на сотрудничестве, а не на указаниях, стимулирует диалог и позволяет взрослому наблюдать за поведением ребенка, оценивать его навыки и давать указания.
Директивы, поощряющие диалог, позволяют взрослому наблюдать за действиями ребенка, оценивать его навыки и корректировать его работу, не будучи при этом навязчивым.
Взрослые могут наблюдать за движениями ребенка, оценивать его умения, ненавязчиво корректировать его работу в областях навыков и искать творческие находки.
В этом случае ребенок может оценивать свои движения, ненавязчиво корректировать работу ребенка в области навыков и искать творческие находки.
Вопрос развития восприятия не
несомненно, лежит в основе педагогики. Слушать, видеть, чувствовать - необходимое,
порой сложное сочетание, сопровождающее все внутренние
перцептивные процессы ребенка. Дети впитывают и познают мир - телом, умом и сердцем.
Разум. Эта способность до сих пор остается настоящим даром у немногих взрослых.
Слушать музыку мира, природы, лесов, океанов, гор, тишины, тонов, слов.
Тональности, слова. Маленькие дети могут воспринимать и запоминать информацию напрямую.
Непосредственно. Важно (легче сказать, чем сделать) Изменения при рассматривании
«Что-то помещается в менее обычную ситуацию, или приукрашивается, или
или перенесено в сказку, или окружено музыкой - везде присутствует привкус фантазии».
Кстати, здесь не обойтись без сюрприза, юмора, любопытства и чувства фантазии.
Но в каких пропорциях и как определить «среду обитания» будущих интересов вашего ребенка?
«Среда обитания» будущих интересов ребенка? Ответ кроется в интуиции самого учителя и в его желании быть частью чего-то другого.
Ответ кроется в интуиции учителя и его желании чувствовать и ценить разные «вещи».
Сказки имеют огромную власть над детскими сердцами во все времена и во всех местах.
Они имеют огромную власть над сердцем ребенка в любое время и в любом месте. Необходимо, чтобы дети были знакомы со сказками,
На сказках выросло не одно поколение. В них заключена мудрость народа.
Основа национальной культуры.
Поэтический язык сказок близок к фольклору,
Поэтический язык сказок близок к народному, бытовому и поэтому очень легко воспринимается, усваивается и запоминается детьми.
Поговорим о методических приемах, которые помогут решить следующие задачи.
Педагогические задачи драматургической деятельности.
1. «Погрузитесь в сказку» с помощью «волшебных вещей», которые есть в сказке. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко, миска (Может в этой миске испекли Колобок) и т. д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
2. Для того чтобы научить детей самостоятельно находить выход из сложной ситуации, которую часто создает агрессивный ребенок, можно придумать сказку, героями которой становятся зверюшки, в точности повторяющие действия детей. Вся группа включается в игру. Дети с удовольствием дают дельные советы зверюшкам. Недаром народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожмешь».
3. правила помощи при возникновении вопросов. Чтобы облегчить ролевую игру, необходимо обсудить и «проговорить» каждого персонажа после того, как вы поймете историю, и до того, как вы сыграете персонажа. В этом процессе вам помогут вопросы: что вы хотите сделать? Что может помешать вам это сделать? Что поможет вам это сделать? Что чувствует ваш персонаж? Что ему или ей нравится? О чем он мечтает? Что он хочет сказать? Учитель не принимает непосредственного участия в игре, но направляет мысли детей вопросами: «Что произошло дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось? Его позицию можно определить как помощника в реализации игровых идей детей. 4.
4. Упражнения на развитие внимания: «Держи ритм», «Повторяй - не ошибайся»; упражнения на развитие памяти: «Повтори ритм», «Запомни действие», «Тени», «В зеркальном магазине».
5. разыгрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или уточнением нравственных качеств и мотивов поступков героев сказки. Разыгрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или уточнением нравственных качеств и мотивов поступков персонажей воспитателем и детьми.
6. рисовать и раскрашивать наиболее яркие и трогательные события из сказки, со словесным комментарием и объяснением личной значимости изображенных событий.
7. играть в словесные, настольные, печатные и подвижные игры в свободное время после уроков с целью усвоения нравственных правил и постановки нравственных задач.
8. чтение и совместный анализ сказок. Например, есть диалог, цель которого - познакомить детей с эмоциями и чувствами, а затем выделить героев с разными чертами характера и отождествить себя с одним из персонажей. Для этого в процессе драматизации дети могут посмотреть в «специальное» зеркало, увидеть себя в разные моменты драматизации и успешно использовать его, разыгрывая перед зеркалом различные эмоциональные состояния.
Сухомлинский считал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Игра с пальчиками - первый шаг, знакомства с первой игровой условностью. Это первый театр – театр, без каких бы то ни было атрибутов, но театр с самым главным – с героем и его жизнью. И как ни удивительно, эту непростую условность без труда воспринимает маленький человек, не только не имеющий познаний и жизненного опыта, но и не умеющий еще толком говорить, не знающий значения многих слов! Это ли не чудо!
Важным аспектом деятельности педагога является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения различных театрализованных игр. Это достигается за счет постоянного усложнения игровых заданий и игровых драматизаций, в которые включаются дети. Этапы работы следующие
- Игровое подражание отдельным действиям человека, животных и птиц (ребенок просыпается и потягивается, воробей хлопает крыльями) и подражание основным человеческим эмоциям (выходит солнце - ребенок в восторге: улыбается, хлопает в ладоши, подпрыгивает на месте).
- Игровая имитация серии непрерывных действий, сочетающаяся с передачей основных эмоций главных героев (счастливая матрешка хлопает и начинает танцевать; заяц видит лису, пугается и прыгает за дерево).
- Игра - имитация знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к дому, смелый петух идет по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленькая. ", "Заинька, попляши. ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
Основные направления развития драматической игры включают: постепенный переход детей от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителей; от игры, в которой во главу угла ставится сам процесс, к игре, в которой важен и процесс, и результат; от игры, в которой небольшая группа сверстников играет сходные («параллельные») роли, к игре, в которой роли пяти-семи сверстников имеют разный статус (равный, подчиненный, контролирующий); от создания простого «архетипического» образа главного героя в драматической игре к целостному образу, включающему эмоции, настроение, состояние главного героя и их изменения. От создания простого «типичного» образа в драматической пьесе к созданию целостного образа, включающего эмоции, настроения, состояния и изменения главного героя.
Опыт детей в области драмы и игры расширяется благодаря овладению драматической игрой. Практически все виды игровых заданий и драматизаций, освоенные младшими дошкольниками, полезны и интересны детям среднего дошкольного возраста. Сложность связана с текстом, который сегодня характеризуется более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекста, интересной характеристикой, оригинальными языковыми средствами. Помимо вышеперечисленных игр, мы также используем их в своей работе с детьми:
многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";
• постановка спектакля по произведению.
В книге В. Емельянова «Развивающие голосовые игры» я прочитала: «Если вы не работаете по какой-нибудь системе – выдумайте свою: любую! Выдумав, придерживайтесь ее. Лучше плохая система, чем талантливая импровизация. Для детей талантливая импровизация педагога при отсутствии системы – только куча положительных эмоций, восхищение и любовь, но никакого движения вперед».
«Говорят, что в первые шесть лет ребенок приобретает треть того опыта, что он приобретет за всю жизнь. Это неверно: неизмеримо больше!» (М. Волошин. Откровения детских игр).
Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира.