Алла Коновалова
Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания ребёнка, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно приобретает актуальное значение. Теперь на современном этапе одной из главных задач образования является развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний, через личностно-ориентированную модель взаимодействия.
Что значит взаимодействовать? Это значит общаться на равных, учитывая интересы не только свои, но и ребенка. Участники этого процесса становятся его субъектами.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель личностно-ориентированной модели общения – содействие становлению личности ребенка (его развитию с учетом возрастных и личностных особенностей).
В условиях ДОУ очень важным является подготовка педагога, способного эффективно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами – с учителями школ, другими специалистами.
Такого педагога можно назвать педагогом нового уровня.
Личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком дошкольного возраста, предъявляет серьезные требования к личности педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации.
Педагог должен иметь активную позицию, устойчивый интерес в общении, в построении совместной деятельности с детьми, должен быть заинтересован в получении хороших совместных результатов. Он должен уметь устанавливать с детьми партнерские отношения, основанные на взаимном интересе и уважении; выстраивать общение с родителями воспитанников на основе диалога, проявляя при этом собственную позицию, позитивный настрой, применяя при взаимодействии с ними разнообразные методы, формы работы, в том числе нетрадиционные. Педагог должен быть готов к постоянному личностному и профессиональному росту; уметь конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспитанников, администрации; аргументировано отстаивать свою профессиональную точку зрения в общении с родителями детей, коллегами, администрацией; создавать соответствующие условия для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами; распространять свой профессиональный опыт.
В педагогическом воздействии взрослых и ребенка не допустимы ограничение исследовательской активности, равнодушие, упреки, навязывание готовых ответов и суждений.
Для педагога ДОУ во взаимодействии с ребенком, главное: быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей; позитивно, уважительно относиться к самостоятельности мнений, суждений и выводов дошкольников, видеть в каждом ребенке личность, индивидуальность.
Педагог в личностно ориентированном процессе взаимодействия выполняют следующие функции.
1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки, готовый поддержать беседой, обсуждением, помощью.
2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:
а) умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;
б) использование педагогом в процессе обучения психо-диагностических методов и процедур для получения информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;
в) применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста, чтобы иметь возможность корректировать и направлять процесс развития ребенка дошкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.
З. Фасилитатор – это педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового.
Он строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.
4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Педагог, обладающий глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.
Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно-ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков. Для этого предлагаются следующие формы работы:
*проведение занятий по подгруппам;
*проведение индивидуальной работы с каждым ребенком;
*проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;
*построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;
*работа психолога с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию;
Литература.
1. З. Р. Железнякова, Педагогические условия организации развивающего взаимодействия с детьми раннего возраста : автореф. Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / З. Р. Железнякова. — Минск, 2000. — 15 с.
2. Е. А. Панько, Воспитатель дошкольного учреждения. Психология / Е. А. Панько. — 2–е изд., перераб. и доп. — Минск: Зорныверасень, 2006. — 264 с.
3. Е. О. Смирнова, Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. — М. :Academa, 2000. — 151 с