таня шаталова
Консультация для воспитателей «Летом играем и речь развиваем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Лето наступило, и с ним пришли теплые дни, приглашающие нас на долгие прогулки. Вместе с детьми можно играть в песочнице, бросаться мячом, кататься на велосипедах или качелях. Это идеальный момент для обогащения их словарного запаса, развития речи и воображения. Часто дети берут с собой игрушечные машинки, самолетики, и это можно использовать для увлекательной игры "Кем я буду?". Пока играем, можно познакомить малышей с видами транспорта – как они двигаются: едут, летают, плывут; с понятиями высоко-низко, далеко-близко, быстро-медленно. Также можно поговорить о профессиях на транспорте. Например, можно спросить у Толика, который держит самолет: "А кто управляет самолетом?". Если он ответит "пилот", значит, сегодня он – пилот. Попросить его изобразить, как летит самолет, и спросить, где он летит. Таким образом, можно провести увлекательное и познавательное время с детьми на свежем воздухе.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Давайте обсудим различные виды транспорта и как их можно интересно представить детям. Игра будет более увлекательной, если добавить активные действия. Например, когда машинист подает сигнал - гудок «у-у-у», дети могут притоптывать ножками и ритмично произносить «та-та-та», подчеркивая ударение на первом слоге. После этого можно прокатиться на машине, слегка покачиваясь, и изобразить движение парохода. Объясните, что машина едет быстро, уехала далеко, а волны качают кораблик вверх-вниз. В дождливую погоду можно прочитать детям стихотворение и провести увлекательное обсуждение. Углубить знания.
Все малыши очень любят играть.
Очень хотят они кем – нибудь стать.
У Саши новенький есть самолет.
Он летчик отправиться скоро в полет.
Антон – машинист, его паровоз
По рельсам бежит, пассажиров повез.
У Толика катер. Он смелый моряк.
Плывет по волнам – развивается флаг.
У Вани зеленый большой грузовик.
Стоять в гараже грузовик не привык.
Шофер по дороге едет вперед.
Все, что вам нужно, он привезет.
Скорее игрушки свои доставай
И весело вместе с нами играй!
При игре в песочнице предлагаем познакомить малышей с понятиями "сухой" и "мокрый". Для наглядности можно показать, как сухой песок сыпется, а из мокрого можно лепить разные угощения, например, пирожные, пирожки или куличики. Проведите беседу с детьми о формочках, спросите, какие прянички получились, какой совочек мы используем и для кого будем печь пирожки. Объясните детям, как правильно накладывать песок - плотно, прихлопывая, постукивая. В ведерке нужно положить много песка, а в формочки - немного. Пеките разнообразные "выпечки" и пригласите всех на угощение.
Давайте поиграем в ресторан! Пригласите всех желающих - папу, маму, бабушку, старших и героев из мультиков - и вместе создадим уютную атмосферу. Не забывайте вести диалог, предлагая гостям разнообразные угощения. "Что вы хотите попробовать? Вот вкусное пирожное с желтым цветочком, а может быть, пряник-рыбка? Давайте поделимся с мишкой, собачкой или куклой". Приятного аппетита! Угощайтесь и кушайте на здоровье!
Можно зачитать детям стихотворение «Очень- очень вкусный пирог» Д. Хармс
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог.
Пирог, ножи и вилки тут.
Но что-то гости не идут.
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек откусил.
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту съел.
Когда же гости подошли,
То даже крошки не нашли.
Лето для многих – это походы в лес за грибами и ягодами. Рассмотрите
с детьми съедобные и несъедобные ягоды, грибы. Чем отличаются, как и где
растут? Поиграйте в игру «Съедобное, не съедобное».
А как радует малышей грибной дождь! Еще его называют «Слепой
дождь» Попробуйте вместе с детьми найти объяснение этому названию.
Что такое дождь грибной?
Расскажите, он какой?
Это дождь стучит в оконце,
Ну а в небе светит солнце!
Принимают душ цветы
И деревья и кусты.
А потом в лесу, где елки
Растопырили иголки,
Где березки и дубы,
Появляются грибы!
Как хорошо летом разглядывать пушистые облака. Можно поиграть в
игру, «Какие видишь облака?» А они часто бывают причудливой формы и
напоминают нам то рыбку, то слона с хоботом, то зубастого крокодила, то
чудовище. Развивайте у малышей воображение, умение придумывать и
любоваться красотой природы!
Игры с движениями не только веселят малышей, но и учат их согласовывать
движения со словами, развивают слуховое внимание.
Игра «Гуси»
Гуси белые, гуси серые,
Вы плывите ко мне
По чистой воде (дети вытягивают шею, покачиваются на широко
расставленных ногах)
Гуси шеи вытянули,
Лапы красные растопырили, носы раскрывают. (дети отвечают и машут
руками)
«Га – га – га! Не хотим мы к вам плыть,
Нам и здесь хорошо.
Будем по бережку гулять,
Будем травку щипать!»
Важно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными
изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом.
Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме
беседы. Новые, незнакомые детям слова следует объяснить, повторить несколько
раз, научить их понятно выговаривать.
Для развития слухового внимания полезно вслушиваться в звуки
окружающего нас мира. Это шум ветра, дождя, грома, града, шагов, шелест
листьев деревьев, гудение машин, голоса птиц и людей.
В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и
естественнее. Летом перед вами открывается простор для словарной и
грамматической работы по темам «Лето», «Растения», «Цветы», «Деревья»,
«Насекомые», «Ягоды», «Летние работы в саду» и др.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные летом необычайно
ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь
ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать»,
«подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей сложные для детей, всё
равно, чаще называйте их вслух. На первых порах они пополнят пассивный
словарь, постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и
существенно обогатят словарный запас.
Обязательно играйте! Практически на любом наглядном материале
окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как:
- «Четвёртый лишний»;
- «Чего не стало?»;
- «Что поменялось местами?»;
- «Что изменилось?»;
«Подбери пару»;
- «Кому что подходит?»;
- «Назови ласково»;
- «Преврати в огромное»;
- «Подбери пять признаков»;
- «Угадай, о чём я говорю» и т. д.
Играем в речевые игры, совершенствуя грамматический строй речи:
- «Скажи наоборот» (большой – маленький);
- «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);
- «Действие» (что делает);
- «Признаки» (какой, какая, какое, какие) – рассматривание картин или
окружающего;
- «Птицы и животные» (дикие и домашние). И их детеныши (мама - лошадь, папа
- конь, детеныш - жеребенок);
- «Один – много» (цветок – цветы, дождь – дожди);
- «Назови ласково» (птица – птичка, дерево – деревце);
- «Кто где спрятался» (употребление предлогов в, на, над, под, между, около; из,
с, из-за, из-под;
- «Словообразование» (напр. : стол из стекла – какой? – стеклянный).
Играем, развивая фонематические процессы:
- «Повтори за мной» (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т. д.);
- «Где спрятался звук» (какой захотите) - в начале? В середине? В конце?
- «Назови первый (последний) звук в слове»;
- «Ищем звук [Л]» в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;
- «Какой первый звук? Гласный или согласный?»;
- «Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ?» (В слове МИСКА, какой
слышится звук [М] твердый или мягкий);
-«Какой звук ты слышишь: ЗВОНКИЙ или ГЛУХОЙ?».
Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить
положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Самое главное, чтобы дети
отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не
забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели за учебный год.