Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Культура речи педагога»

Лариса Климова
Консультация для воспитателей «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Культура речи педагога»

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога;

Публикация «Консультация для воспитателей „Культура речи педагога“» размещена в разделах

2. Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Теоретическая часть

Что такое культура речи?

Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.

Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи.

К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:

• нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

• побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся;

• произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

• неправильное ударение в словах;

• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

• многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

• использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

• частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• засоренность речи словами – паразитами;

• копирование речи малышей, «сюсюканье»;

• использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.

К речи педагога предъявляются следующие требования:

• правильно произносить все звуки родного языка;

• чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

• строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

• использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

• в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

• связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

• использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся :

• качество языкового оформления речи;

• ценностно-личностные установки педагога;

• коммуникативная компетентность;

• четкий отбор информации для создания высказывания;

• ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют :

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться — учиться упорно и терпеливо. Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мыслей.

Практическая часть

Задание № 1: Проставь правильно ударения в словах.

Педагогам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его.

Опросный лист.

1. Августовский – августОвский1

2. асиммЕтрия – асимметрИя 2

3. бАнты – бантЫ 1

4. вклЮчит – включИт2

5. газопрОвод – газопровОд2

6. диспАнсер – диспансЕр2

7. ломОта – ломотА1

8. дремОта – дремотА1

9. зАдать – задАть2

10. зАнять – занЯть2

11. звОнит – звонИт2

12. катАлог – каталОг2

13. красИвее – красивЕе1

14. крЕпим – крепИм2

15. кУхонный – кухОнный1

16. меньшИнства – меньшинствА1

17. мусоропрОвод – мусоропровОд2

18. никчЕмный – никчЁмный2

19. обеспЕчение – обеспечЕние1

20. обОдрить – ободрИть2

21. осУжденный – осуждЁнный2

22. плЕсневеть – плесневЕть_1

23. полигрАфия – полиграфИя2

24. пОнял – понЯл1

25. премИровать – премировАть2

26. принУдить – принудИть1

27. слИвовый – сливОвый1

28. тУфля – туфлЯ1

Задание № 2 Подобрать родственные (однокоренные) слова

На мольберте выставляется картина «Зимний лес» педагогам предлагается подобрать однокоренные (родственные) слова, к словам лес, снег, зима.

• Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.

• Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.

• Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.

Задание № 3: Составить пословицы.

Педагогам предлагаются карточки со словами из известных пословиц, нужно из набора слов составить пословицу.

• Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).

• Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).

• Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)

• Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).

• Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).

• Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).

• Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).

• За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).

• Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).

• Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация для воспитателей «Самообразование педагога как одно из условий развития личности» «Настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами» Д. И. Писарев Важнейшим.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Культура речи педагога»
Опубликовано: 17 августа 2024 в 19:34
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Культура речи педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Климова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД