Лариса Климова
Консультация для воспитателей «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Культура речи педагога»
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
1. Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога;
Публикация «Консультация для воспитателей „Культура речи педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
2. Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Теоретическая часть
Что такое культура речи?
Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.
Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи.
К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:
• нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
• побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся;
• произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
• неправильное ударение в словах;
• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
• многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
• использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
• частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• засоренность речи словами – паразитами;
• копирование речи малышей, «сюсюканье»;
• использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.
К речи педагога предъявляются следующие требования:
• правильно произносить все звуки родного языка;
• чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
• строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
• использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
• в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
• связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
• использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся :
• качество языкового оформления речи;
• ценностно-личностные установки педагога;
• коммуникативная компетентность;
• четкий отбор информации для создания высказывания;
• ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют :
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться — учиться упорно и терпеливо. Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мыслей.
Практическая часть
Задание № 1: Проставь правильно ударения в словах.
Педагогам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его.
Опросный лист.
1. Августовский – августОвский1
2. асиммЕтрия – асимметрИя 2
3. бАнты – бантЫ 1
4. вклЮчит – включИт2
5. газопрОвод – газопровОд2
6. диспАнсер – диспансЕр2
7. ломОта – ломотА1
8. дремОта – дремотА1
9. зАдать – задАть2
10. зАнять – занЯть2
11. звОнит – звонИт2
12. катАлог – каталОг2
13. красИвее – красивЕе1
14. крЕпим – крепИм2
15. кУхонный – кухОнный1
16. меньшИнства – меньшинствА1
17. мусоропрОвод – мусоропровОд2
18. никчЕмный – никчЁмный2
19. обеспЕчение – обеспечЕние1
20. обОдрить – ободрИть2
21. осУжденный – осуждЁнный2
22. плЕсневеть – плесневЕть_1
23. полигрАфия – полиграфИя2
24. пОнял – понЯл1
25. премИровать – премировАть2
26. принУдить – принудИть1
27. слИвовый – сливОвый1
28. тУфля – туфлЯ1
Задание № 2 Подобрать родственные (однокоренные) слова
На мольберте выставляется картина «Зимний лес» педагогам предлагается подобрать однокоренные (родственные) слова, к словам лес, снег, зима.
• Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.
• Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
• Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.
Задание № 3: Составить пословицы.
Педагогам предлагаются карточки со словами из известных пословиц, нужно из набора слов составить пословицу.
• Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
• Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
• Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
• Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
• Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
• Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
• Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).
• За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
• Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
• Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).