Глазова Елена Александровна
Консультация для воспитателей «Конструирование в развитии детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
На пятом году жизни знакомый детям конструктивный материал (наборы строительных деталей и конструкторы с разными способами крепления) не теряет для них привлекательности, и дошкольники охотно используют его в своих занятиях и играх.
Однако после 4 – 4,5 лет у детей появляются различные интересы и любимые виды деятельности, конструирование уже не увлекает абсолютно всех – лишь часть детей (чаще мальчики) по-прежнему с удовольствием строят и играют с постройками.
Воспитателю необходимо помнить об этой особенности данного возраста и относиться к конструированию как к одному из занятий по интересам детей. Поэтому наиболее целесообразным является развитие самостоятельной конструктивной деятельности, создание условий (наличие материала, места в группе и времени в режиме дня) для свободного конструирования и игры.
Конструктивную деятельность детей пятого года жизни отличает возможность решения с её помощью, помимо практических задач (сделать постройку для игры, задач интеллектуальных. Ребёнок этого возраста может овладеть таким обобщённым способом работы, как «воспроизведение простейших образцов – конструирование по рисунку, фотографии.
Формирование у детей этой способности позволяет научить организовывать свою продуктивную деятельность: концентрировать внимание, обеспечить поэтапный контроль за работой, самому сверять и оценивать соответствие полученного результата образцу.
С одной стороны, без овладения способностью работать по образцу невозможна дальнейшая успешная трудовая деятельность, психические предпосылки которой закладываются в этом возрасте. С другой стороны, различные образцы поделок или построек, предлагаемые ребёнку для воспроизведения, расширяют цели, которые он может реализовать, создают у него запас новых идей и планов, расширяют его возможности в конструировании и комбинировании различных деталей конструкторов и строительных материалов.
Таким образом, для развития ребёнка пятого года жизни наряду с созданием условий для самостоятельной свободной конструктивной деятельности необходима организация совместной со взрослым деятельности по формированию у детей способности воспроизводить различные образцы поделок и построек (работать по рисунку, фотографии).