наталья логинова
Консультация для воспитателей «Конструирование и ручной труд»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе конструирование, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Термин «конструирование» (от лат. - построение) обозначает определённое взаимоположение различных частей, элементов, где предмет предстаёт как единое целое. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразования (комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом этот вид деятельности требует от детей очень сложной пространственной ориентировки. Ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструирование, как ни в какой другой деятельности формируются пространственные ориентировки. Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объёмности предметов, а также их структурных единиц: частиц, деталей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Конструирование и ручной труд“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Темочки
Выделяют два вида конструирования : техническое и художественное.
К техническому - относят конструирование из строительных материалов, из деталей конструктора, крупногабаритных модульных блоков. Некоторые способы конструирования из бумаги, картона, катушек и других материалов.
К художественному-конструирование из природного и бросового (использованного) материала, бумаги. Некоторые авторы относят художественное конструирование к ручному труду.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, при этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов: здание с крышей и окнами, корабль с палубой и тд.
В художественном конструирование дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит, по выражению А. О. Запорожца, к формированию своеобразных эмоциональных образов».
Природный материал (песок, снег, вода) для строительной деятельности можно использовать в играх детей уже с младших групп. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя как разный природный материал, так и всевозможные упаковки, в том числе картонные коробки разного размера, палки, верёвки, пенопласт, пластиковые бутылки.
Существуют следующие формы организации обучения конструированию (Л. М. Паромоновой).
1)Конструирование по образцу (Ф. Фребель)-детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги, как правило, показывается способ их воспроизведения. Такое конструирование не связано с развитием творчества, однако использование образцов - это важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой.
2)Конструирование по модели (А. Н. Миреловой) - в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющихся у них материалов.
конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов решения не даётся. Однако при этом дети должны иметь уже определённый опыт.
4)Конструирование по простейшим чертежам и схемам (В. В. Холмовской)-в начале детей обучают построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам (использование шаблонов).
5)Конструирование по замыслу - ребёнок сам решает, что и как он будет конструировать. Но такой вид деятельности тяжё л для дошкольника: их замыслы не устойчивы, часто меняются, при этом дети не учатся созданию замыслов, а лишь самостоятельно, творчески используют знания и умения, полученные ранее.
6) Конструирование по теме - предлагается общая тематика конструкций («Город», дети сами создают замыслы построек и поделок, выбирают способы выполнения, материал.
7) Каркасное конструирование - предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки: его частями, характером взаимодействия и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся на его основе выделять особенности конструкции. Ребёнок, глядя на каркас, должен его домыслить, дорисовать его, добавляя к нему разные детали. (Построение домиков разной формы (Г-образной, П, квадрат и др).
2. Художественный ручной труд-это творческая работа с различными материалами. Художественный ручной труд рассматривается, как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей. Ручной труд по изготовлению различных поделок из бумаги имеет большое значение в развитии художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. Ребёнок должен овладеть приё мами обработки бумаги: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Это рассматривается как средство подготовки к школе. Маленьким детям скатывать шарики, сгибать, разрывать (скатать бумагу в шарики и разложить в конфетницы).
Средний возраст-изготовление цветов из бумаги.
В старшей группе-создание различных образов. Через всё это узнаются свойства бумаги: толщина, жёсткость, окраска, прочность.
В 3-4 года дети учатся только сгибать, разрывать бумагу. Далее применение:
Киригами-складывание бумаги и разрезание в разных направлениях (снежинки).
Использование оригами (бумажная скульптура)-путём комбинирования разных бумажных форм, которые делают дети (изготовление игрушек).
Конструирование из природного материала.
Из природного материала ближе к художественным видам продуктивной деятельности, чем к техническим. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, как в техническом конструировании, сколько выражают своё отношение к ним, передают характер, что позволяет говорить о художественной природе образов.
3. Методические основы организации детского конструирования (Л. С. Парамонова) :
-формирование у детей обобщенных знаний, умений, способов деятельности, как, общих средств выполнения различных задач;
-использование разных форм организации обучения (по образцу, замыслу, теме и т. д.);
-диалогическая форма общения детей со взрослыми во время конструирования, предполагает обсуждения разных вариантов решения;
-включение конструирования в широкий спектр жизненных событий (праздники, организации театра - изготовление кукол для театра, игра и т. п., что является мощным источником формирования у детей интереса к конструированию;
-организация целенаправленных наблюдений разных объектов (на улице, участке, в природном окружении);
-создание условий для экспериментирования с разными материалами (бумагой, природным и бросовым материалом);
-предоставление детям широкого спектра материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности;
-выбор места и времени для организации конструирования на участке детского сада с использованием разнообразных материалов (крупных модульных блоков, пакетов из под молока, соков, больших картонных коробок, камней, песка).
Таким образом, конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческим, развивающимся и развивающим.
«Конструирование и ручной труд»
Воспитатель :
Логинова Н. А.