Мария Тимошечкина
Консультация для воспитателей «Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель консультации : Обратить внимание педагогов на специфику словарной работы с детьми;-
Задачи: -обогащение словаря тематическими группами слов;
- закрепление представлений об обобщающих понятиях (овощи, фрукты…одежда, обувь);
- развитие представлений о смысловой стороне слова : работа над правильным пониманием значений многозначности слова; раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий);
Публикация «Консультация для воспитателей „Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
- формирование отбора слов и точность словоупотребления;
- развивать представление о словообразовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, глаголов с приставками.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в речевом развитии, в недостаточной степени постигают речевые закономерности. Дети с общим недоразвитием речи третьего уровня имеют бедный словарный запас, не правильно понимают значение слов, то есть их уровень речевого развития сильно отличается от нормы. Для них родственными могут быть слова газ-газета, лес-лиса,дом-домино и др.
Работа над родственными словами развивает у деей языковое чутье. Эффективным методом при работе является метод наглядного моделирования, он очень важен, потому что у детей преобладает наглядно-образное мышление. Важно формировать умение анализировать слова, формировать умение устанавливать существенные связи, а так же чуткости, интереса к слову, стремления говорить правильно. При работе с родственными словами педагог опирается на:
1)-наблюдения, которые приводят детей к осознанию родственных слов в тексте;
2)-упражнения на определение родственных слов в тексте;
3)-задания на группировку и собственный подбор;
Обучению образовывать родственные слова помогают приемы :
-дидактических игр с иллюстрациями;
-заданий, наполненных аналитической деятельностью ("исключи лишнее", "скажи наоборот"
-анализ значения слов в стихотворениях;
-объяснение производного слова с помощью развернутого описания;
-уточнение слова, путем введения его в предложение или словосочетание;
-объяснение значения слов с обыгрыванием движениями;
-наглядно-графическое моделирование;
Используются следующие приемы и упражнения:
1-Игра в мяч "Назови родственное слово"
2-"Закончи правильно"(строитель-это. рыбак-это.)
3-"Назови родственное слово по объяснению"(хлеб хранят-в хлебнице, соль-в солонке)
Подбери слова похожие по смыслу (летел, улетел,слетел, влетел, перелетел)
Таким образом дети устанавливают родственные связи между словами, языковой материал становится источником знаний, средством развития речевых навыков, расширяется словарный запас и способы словообразования, а так же задумываться над значением слов. Упражнения способствуют развитию памяти, языкового чутья, осуществляется пропедевтическая задача-закладывается основа орфографически правильного письма в школе.