Надежда Коростелёва
Консультация для воспитателей «Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремиться проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью ребенка к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов, объединенных участливым отношением ее к избранной области познания. Пытливость, любознательность, причастность к происходящим событиям - все сопряжено с интересом, который проявляется в любых обстоятельствах, в деятельности, в жизни. Вот почему познавательный интерес прямым образом причастен к реализации функции воспитывающего обучения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Поэтому, обучая маленьких детей, стараюсь внести в образовательный процесс элемент игры и занимательности, чтобы облегчить восприятие и снять у них утомление.
Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью необходимо насыщать свою деятельность приемами пробуждающими непосредственный интерес ребенка. Можно использовать различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации, задачи на смекалку, задачи- шутки, логические задачи.
Особое место занимают такие формы организации образовательного процесса, как нестандартные занятия: занятие – сказка, игра, путешествие, сценарий, викторина. На занятиях используются красочные плакаты, рисунки, вводятся сказочные герои, чтобы создать эмоциональный настрой детей.
Еще К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. О. Сухомлинский широко использовали народные сказки как эффективные средства воздействия на детей. Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Сказка – один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку.
Характерная особенность занятий, построенных на сюжете сказки – их комплексность, т. е. занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя элементы, направленные на развитие речи, творческого воображения, памяти и внимания, логического мышления, пространственного воображения, коммуникативных качеств, координации и мелкой моторики. Занятия проводятся в игровой форме и развитие происходит в процессе игр, игровых упражнений и творческих игровых заданий.
Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.
Моделирование сказок
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
В своей работе я использую в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.
Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
• в сказке «Три медведя» это три коричневых круга разного диаметра
• в сказке «Теремок» - полоски разной высоты и цвета ( соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т. д.)
• в сказке «Три поросенка» - три розовых круга и серый прямоугольник
С помощью заместителей взрослый может «загадывать» ту или иную сцену из сказки, а ребенок должен угадать, какую сцену ему пока-зали, и рассказать ее. Такое задание можно давать, только когда ребенок достаточно хорошо знаком со сказкой, умеет отвечать на вопросы по ее содержанию.
С помощью заместителей удобно предлагать ребенку задание на самостоятельное сочинение новых вариантов и эпизодов сказки.
Проблемные ситуации
(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
• Доктор Айболит должен перейти горы. Свою помощь ему предложили три птицы: ласточка, страус и орёл. На какой птице полетит Айболит?
• Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. -Х. Андерсен "Снежная Королева).
По сказкам, в которых сюжет развивается и герои выполняют чьи-то поручения удобно огранизовывать занятия-путешествия. Дети путешествуют вместе с героем и помогают ему выполнять различные задания. К таким сказкам можно отнести : «Колобок», «Снежная Королева», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка», «Винни-Пух», «Кот в сапогах», «Дюймовочка»
Часто сюжет сказки подсказывает тему занятия :
«Федорино горе» - посуда
«Муха-Цокотуха» - насекомые
«Гадкий утенок» - домашние птицы,
Или подсказывает, какое упражнение или игру использовать :
• Федора обижала посуду – «Назовите ласково»
• Посуда была разбита – «Собери картинку»
• Насекомые попрятались от паука – закрепляем употребление предлогов
• Кай складывал льдинки – «Танграм»
• Красная Шапочка собирала цветы по дороге – закрепляем названия полевых цветов.
Возможности использования сказочных сюжетов для развития детей безграничны. Нужно только желание и немного фантазии.