Антонина Кузовкина
Консультация для воспитателей «Использование метода моделирования при систематизации знаний старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стало очень острой, и приняла огромные масштабы. И поэтому каждый человек должен иметь определённый уровень экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование метода моделирования при систематизации знаний старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру. Научится быть любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность мы развиваем и познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Мы учим детей анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии-всё это позволяет нам готовить их к дальнейшему успешному обучению. И в этом помогает метод моделирования.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. (Слайд)
Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.
Цель метода моделирования : Обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. (Слайд)
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать обьекты, выделять противоречивые свойства объекта;
- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;
- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников в работе по экологическому воспитанию детей, используем разные виды моделей :
Предметная модель-представлена в виде предмета, конструкций предмета или нескольких предметов, закономерно связанных между собой. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. (Слайд аквариум);
Предметно-схематическая – в ней все существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предмета макета, предмета заместителя. Модель – макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявления одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него два цветных изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры последняя становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение окраски покровов животных. Например: схема роста растения. По ней дети могут рассказать этапы роста, схемы «Состояния воды», делать выводы о свойствах воды. Наблюдая за природой на прогулке сравнивать явления и предметы природы. Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счё т введения сравнительных прилагательных: «Летом день длинный, а осенью короткий», «Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее».(Слайд);
Графическая – представлена в виде графика, схем, таблиц и т. д. - обобщённо передаёт разные виды отношений в природе (Слайд календарь природы);
Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Например: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных : среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:(Слайд)
Должна чётко отражать основные свойства и отношения быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
Простой для восприятия и доступной для действий с ней.
Ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые могут быть освоены именно с её помощью.
Облегчать познание.
Этапы обучения моделированию дошкольников :
Детям предлагается описать новые объекты с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
Организуется сравнение двух объектов между собой, в процессе которого выделяются признаки и сходства;
Постепенное увеличение количества сравниваемых объектов (до3-4);
Обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков;
Создание элементарных моделей воспитателем и детьми (рыбы, птицы, звери, растения и т. д.)
Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.