Наталия Садоменко
Консультация для воспитателей «Игровой набор «Дары Фрёбеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей. "Игровой набор Дары Фрёбеля"
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу рассказать вам о интересном обучающем игровом материале, который мы используем в нашем детском саду для развития наших воспитанников. Это игровой набор "Дары Фрёбеля".
Немного поведаю о человеке, именем которого назван этот набор.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игровой набор „Дары Фрёбеля“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу.
Фрёбель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.
Большое значение в системе Фрёбеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали
Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком (они прилагались к игре).
Как мы видим принципы педагогики Ф. Фрёбель совподают с современными принципами дошкольного образования которые утверждены в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Давайте подробнее рассмотрим из чего состоит игровой набор. Изначально, во время педагогической деятельности Ф. Фрёбеля, в практике детских садов использовались всего шесть его «даров». В настоящее время игровой набор "Дары Фрёбеля" представляет собой систему из 14 модулей. Набор изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка) и сопровождается комплектом методических пособий.
В составе набора 14 модулей (даров)
•Дар 1 «Шерстяные мячики» Они помогают различать цвета и осваивать пространственные отношения.
•Дар 2 «Основные тела» этот дар знакомит с геометрическими телами и их свойствами, развивает у детей исследовательские навыки.
•Дар 3 «Куб из кубиков»,
•Дар 4 «Куб из брусков»,
•Дар 5 «Кубики и призмы»,
•Дар 6 «Кубики, столбики, кирпичики» Эти четыре дара дают представления о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют и развитию конструирования.
•Дар 7 «Цветные фигуры» Переход от объёмных к плоским геометрическим фигурам. Дети могут создавать красивые узоры, заниматься плоскостным конструированием.
•Дар 8 «Палочки»,
•Дар 9 «Кольца и полукольца». Переход от плоских фигур к контурам фигур. Это позволяет разнообразить творчество ребёнка, создавать разнообразные картины.
•Дар 10 «Фишки». Переход от контура предмета к точке, как основе конструирования. Создавая картины при помощи «королевы» точки дети как-будто рисуют картины кончиками пальцев.
•Дар 11 «Цветные тела»,
•Дар 12 «Мозаика. Шнуровка»,
•Дар 13 «Башенки»,
•Дар 14 «Арки и цифры».
А также в комплект входят методические пособия, по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». Он состоит из 6 частей, включает описание каждого модуля и 5 методических рекомендаций по образовательным областям (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) с комплектами карточек-игр (80 карточек).
А сейчас я приглашаю вас коллеги поиграть самим с удивительными дарами Фрёбеля.
Игра «Я – змея».
Образовательная область «Речевое развитие».
Направление: развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям поиграть в игру «»Я – змея»
Сапгир Генрих - Змей
Однажды я увидел Змея
и сам себе задал вопрос:
где
у него кончается
шея
и начинается
хвост?
Рулеткой я измерил Змея,
ответ был абсолютно прост:
где
у него кончается
шея,
там начинается
хвост.
В начале игры необходимо завязать на конце верёвки узелок. Дети делятся на группы по 3-4 человека. Каждой группе выдаётся верёвка и набор из деталей для нанизывания. Воспитатель (или ведущий) начинает игру словами: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу!» и перемещает шнурок с одной нанизанной деталью к следующему игроку, задавая ему вопрос: «Хочешь стать моим хвостом?» Игрок отвечает : «Да хочу» и добавляет: «Я хочу стать хвостом красной ( или другое прилагательное: круглой, длинной, весёлой и т. д.) змеи». Продолжает игру, перемещая «змею» к следующему игроку, который уже называет два прилагательных: сказанное ранее и новое. Последний игрок перечисляет все определения, данные ранее. В команде выиграет тот, после кого уже нельзя придумать определение, или тот, кто ошибся, выбывает из игры.
Модификация игры:
•Устроить соревнование между командами - чья змея длиннее.
•Детям предлагается подбирать прилагательные, которые начинаются на определенную букву, или прилагательные которые действительно описывают змей, или нельзя говорить прилагательные, которые обозначают цвет и размер и т. п. и т. д.
Игра «Большая стирка»
Образовательная область «Познавательное развитие».
Стирка Лагздынь Г.
Постираем в ванночке
Рубашечку для Анночки,
Платьице для Олечки,
Трусики для Колечки,
Кофточку Мариночке,
Платочек для Ириночки.
Воспитатель выкладывает на столе несколько верёвок, на которых будет сушиться «бельё». Затем он выкладывает «рубашку» из четырёх фигур (дар 7,8, 9,10 и говорит, что все последующие «вещи» должны отличаться от предыдущих одной деталью (по форме, размеру или цвету). Например, синий «рукав рубашки» меняется на рукав другого цвета, или размера, или формы. Детям предлагается «вывесить своё бельё». Задача – составить длинную цепочку и не ошибиться, при этом запрещено менять только что изменённую деталь.
Модификация игры: дети делятся на команды «Старушки – постирушки» и «Еноты полоскуны» : кто больше «постирает белья» (выстроит цепочку длиннее).